Публикации / СМИ
  


 

 

 

 

 

 

 

 Альбом «Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» города Челябинска», июль 2012. Дизайн, графика В. Смелянского.

 

 

 Альбом «Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» города Челябинска», июль 2012. Дизайн, графика В. Смелянского.

 

 

Альбом «Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» города Челябинска», июль 2012. Дизайн, графика В. Смелянского.

 

 

 Альбом «Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» города Челябинска», июль 2012. Дизайн, графика В. Смелянского.

 

 

Альбом «Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» города Челябинска», июль 2012. Дизайн, графика В. Смелянского.

 

 

Альбом «Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» города Челябинска», июль 2012. Дизайн, графика В. Смелянского.

Челябинск. Привокзальная площадь.

   

 

 Альбом «Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» города Челябинска», июль 2012. Дизайн, графика В. Смелянского.

В архитектуре храма применены композиционные приемы русско-византийского стиля. Храм крестово-купольного типа. Динамичная «башенная» композиция с полукружьями закомар и уступами возвышается к главе храма. Стены украшены скромным декором: арочный поясок и горизонтальная полочка-отлив посередине стен и на барабане. Почти двухтонный купол и крест, венчающий здание, изготовлены из специального прочного титанового сплава (на основу из нержавеющей стали делается напыление из нитрита титана, а сверху наносится позолота; гарантии давались на 120 лет). Рядом с храмом установлена стенообразная звонница с семью колоколами, которые подвешены в проемы. Благодаря сочетанию ослепительной белизны стен и блеска золотых куполов храм имеет необычайно торжественный вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Иконописец Глеб Мамонов во время росписи храма Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» города Челябинска, ноябрь 2011. Фото А. Шулепова, обработка В. Смелянского

Иконописец Глеб Мамонов во время росписи

храма Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» города Челябинска, ноябрь 2011.

Фото А. Шулепова, обработка В. Смелянского



 

 

Главная -> Публикации / СМИ -> 2012 -> «Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» города Челябинска»
художественно-полиграфический проект
-> Статьи Альбома




«Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» города Челябинска»
художественно-полиграфический проект

2012-07-25


Статьи Альбома

текст
Василий СМЕЛЯНСКИЙ


часть 1

   

 

Российские железнодорожники чтят традиции и ценности своего народа, своей страны.


С момента создания самой отрасли во второй половине XIX века железные дороги стали не только кровеносной системой державы, связующей ее бескрайние просторы, – они образовали пассионарное сообщество, которое оказалось наиболее устойчивым ко всем перипетиям последующих геополитических катаклизмов. И это сообщество высококвалифицированных, разносторонне образованных, преданных своему делу и своей Родине людей взяло на себя функции Хранителя: хранителя традиций, хранителя стандартов и критериев – профессиональных и человеческих.

Одной из главных традиций Отечества издревле почиталось Православие. История российских железных дорог свидетельствует: в дореволюционный период все ключевые железнодорожные проекты и начинания затевались с благословения Церкви. И строительство Транссиба, уральским истоком которого стала Южно-Уральская железная дорога, начиналось в 1891 году с обряда освящения… В новой России XXI века железнодорожники возрождают эту добрую традицию.

С начала развития отечественного железнодорожного транспорта появились перевозные сборные церкви, а с 1890 – вагоны-церкви. В 1896 в цехах Путиловского завода на пожертвования управления Сибирской дороги и самого завода соорудили вагон-церковь специально для работы на Западно-Сибирском и Средне-Сибирском участках Транссиба. Были передвижные церкви на Николаевской, Закаспийской, Среднеазиатской, Мурманской и Полесских железных дорогах… В новой России XXI века вагоны-церкви работают на Северной, Октябрьской, Восточно-Сибирской, многих других железных дорогах. Просторы нашей страны пересекают и специализированные вагоны-храмы для перевозки мощей православных Святых – ради поклонения верующими в самых отдаленных уголках державы. Большинство этих передвижных церквей переданы в дар епархиям Русской Православной Церкви компанией ОАО «Российские железные дороги» и ее филиалами. Вагон-храм курсировал и по Южно-Уральской железной дороге – с конца 2003 по 2010. Инициировали его создание руководство Южно-Уральской магистрали и Челябинская епархия.

Интересно, что в 2000 году была открыта передвижная церковь-вагон в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» – одноименная возведенному позднее челябинскому привокзальному храму.

В конце XIX – начале ХХ столетий (период бурного развития железнодорожного транспорта в России) сложилась традиция благотворительного возведения часовен и церквей рядом с железнодорожными станциями. Еще первый министр путей сообщения (с 1866 по 1869) инженер-генерал Петр Мельников на собственные сбережения возвел церковь в окрестностях Санкт-Петербурга. С тех пор сотни храмов и часовен вдоль железнодорожных артерий России возведены, восстановлены и попечительствуются железнодорожниками – хранителями и продолжателями славных традиций своей земли.
______________________
Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» возвели в Челябинске по инициативе Левченко Анатолия Степановича, возглавлявшего ЮУЖД с 2002 по 2007. Прежде, в бытность свою ректором Самарского государственного университета путей сообщения, он уже инициировал постройку храма: в здании университета.

В XX веке на железнодорожной станции Челябинска уже стоял храм, сейчас это место совпадает с пересечением улиц Евтеева и Цвиллинга возле здания Транскредитбанка. Первый камень в фундамент старого храма был заложен 5 июня 1897, к 30 января 1898 завершили строительные работы, и храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы… Храм был деревянным, шатровой архитектуры: с конца XIX века в постройках русского стиля и модерна возродился интерес к древнерусской архитектуре. Форма шатра воспринималась как характерный элемент именно русского храма.

Привокзальная церковь, вмещающая до 750 человек одновременно, располагалась в самой близи к станции и железной дороге. На момент возведения храма в поселке Никольский – так называлось местечко окрест станции – насчитывалось более трех тысяч домов. Со временем поселок стали именовать Переселенкой – вместе с разросшимся по соседству образцово-показательным переселенческим пунктом России, «воротами в Сибирь»… В Челябинске до сих пор помнят: Переселенку современники считали «оазисом культуры», а душой Переселенки была станционная церковь… И был в истории Челябинска период, когда станционный храм остался одним из двух сохранившихся в городе, и его считали соборным… Храм этот снесли в 1963 году по указанию комитета КПСС Советского района (официальная причина – ветхое состояние).

Строительство челябинского железнодорожного храма предполагалось вести рядом с железнодорожной школой №2, на месте, где некогда стоял старый станционный храм. Администрация города такой вариант отклонила… И Левченко принял решение возводить храм на перроне. Первый камень в основание заложили 7 мая 2004, а уже через пять месяцев, 14 октября, он был освящен.

Возводили привокзальный храм исключительно на благотворительные пожертвования.

В октябре 2009, при начальнике ЮУЖД Владимире Ильиче Молдавере (с 2007 по 2009) в храме был установлен новый иконостас, созданный в мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Возглавивший ЮУЖД с ноября 2009 Виктор Алексеевич Попов обеспечил заключительный этап украшения храма: роспись в стиле Палеологовского Ренессанса.

______________________
Храм в честь иконы Божией Матери Смоленская «Одигитрия», покровительницы путешествующих и странствующих, венчает собой архитектурный комплекс привокзальной площади столицы Южного Урала. Храм исполнен «доброй красотой», единившей прекрасное и нравственное в полном соответствии с Православной этикой и исторической традицией русского искусства.

 

часть 2

   

 

Храм уникален: это один из немногих вокзальных храмов России, являющихся самостоятельными зданиями. Отстоящий лишь на 20 метров от железнодорожных путей, воплощающих саму суть индустриальной эпохи, храм утверждает незыблемость духовной связи времен: он возведен в традициях московского белокаменного зодчества конца XIV – начала XV веков, приемствующего апогею византийской традиции – Палеологовскому Ренессансу. Из сохранившихся единично подлинных образцов такого стиля совершенным примером является белокаменный четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор – древнейшее сооружение на территории нынешней Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где пребывают нетленные мощи Преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевой Лавре создан для челябинского храма уникальный иконостас в стиле Палеологовского Ренессанса. Именно в этой Лавре обрели силу мастера, исполнившие роспись привокзального храма Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Челябинске. Роспись, покрывающая полностью внутренние просторы сводов и стен, завершает изысканную архитектонику храма, наследующую высоким образцам византийского мироощущения – предшественника русского Православия. Иконописец Глеб Мамонов, один из создателей росписи, руководитель живописных работ, говорит об этом так

«Перед нами стояла задача: разработать роспись храма в византийском стиле, чтобы она гармонично поддержала установленный иконостас и архитектуру храма. Поэтому живописные работы решили исполнить в стиле Палеологовского Ренессанса – апогея развития византийского искусства: иконостас отражал тот же период. Мы изучили все росписи храмов Византийской империи начала XIV века и постарались воплотить лучшее из бессмертного наследия в едином комплексе росписи храма Смоленской иконы Божией Матери. На некоторых участках доподлинно воспроизвели копии фресок со стен древнейших памятников мировой православной культуры: храма св. Георгия в Старо-Нагоричине (Сербия), православного монастыря Хора (Кахрие Джами) в Константинополе (Турция), монастыря Грачаница (Сербия) и некоторых других. Церковь на привокзальной площади небольшая, поэтому необходимо было визуально расширить изнутри ее пространство. Этот замысел воплотили ритмическим расположением и движением масс цветовых пятен, завязав с особенностями архитектуры, сохранив при этом общий композиционный ход, характерный периоду Палеологовского Ренессанса. Расположение композиций и Святых в пространстве храма также не случайно: оно строго подчинено требованиям канонов Православной церкви. Каждая стена несет определенную духовную смысловую нагрузку. Северная стена – «страстная», отражает страдания Христа и венчается основополагающим праздником нашей Веры: Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Восточная стена имеет литургическое значение. Южная – рассказывает о земной жизни Спасителя. Западная – проводит аналогию между входом в здание храма и переходом души от земной жизни к Небесной…»

Лишь немногие храмы, возведенные в новой России, воплощают собой столь целостный образ.

 

часть 3

   

 

Возводили привокзальный храм исключительно на благотворительные пожертвования. Для сбора средств основали благотворительный фонд «Содействие», его возглавил Виктор Борисович Сорокин. В задачи фонда входило финансирование работ по строительству храма и благоустройству прилегающей к нему территории, а также обеспечение формирования правовой документации по храму для передачи храма приходу. Фонд завершил свою работу в 2010 году. На призыв о сборе средств на строительство храма откликнулись тысячи человек – работники Южно-Уральской железной дороги, железнодорожный профсоюз, ЗАО «ЮЖУРАЛЖАСО», Челябинский филиал ОАО «ТрансКредитБанк», контрагенты Южно-Уральской железной дороги, перевозчики. Благотворительную помощь оказали порядка 70 промышленных предприятий Челябинской области. За короткий срок было собрано более 17 миллионов рублей.

 

 

Отправной точкой для проектирования храма явилась разработка, выполненная для Екатеринбургской епархии компанией «АБВК» (Екатеринбург). Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Викентий дал благословение на использование этого проекта как прототипа. Его адаптировали применительно к местным условиям и существенно доработали в институте «Челябжелдорпроект» (гл. инженер проекта Владимир Михайлович Трошин, гл. специалист Александр Иванович Казин, архитектор Александра Владимировна Крашенинникова). Курировал строительство гл. инженер ЮУЖД Михаил Георгиевич Родоманченко.


Строительство храма и звонницы осуществлял строительно-монтажный поезд № 601 (СМП-601) – структурное подразделение строительно-монтажного треста № 11 (СМТ-11, руководитель Лев Владимирович Зайцев) – филиала ОАО «РЖД». Непосредственно строительными работами руководил гл. инженер СМП-601 Сергей Николаевич Мишустин. Производителями работ на объекте были прорабы СМП-601: Андрей Николаевич Анжауров, Вячеслав Павлович Стригин, Владимир Иванович Татаров, мастер Никита Владимирович Макеев. Куратором работ от службы капитального строительства выступал первый зам. начальника службы Юрий Николаевич Некрасов. Технический надзор за строительством храма проводился инспектором производственного сектора службы капитального строительства Раисой Григорьевной Дыбленко. Закупкой материалов занимался зам. начальника административно-хозяйственного отдела Сергей Иванович Самошкин.


Строительные работы велись круглосуточно.


Каноны русского храмового строительства предполагают такие элементы архитектуры, как арки, на которые опирается барабан (цилиндрический верхний ярус, держащий купол). При возведении арок кирпич должен сочленяться в трех-четырех плоскостях, и при этом для скрепления не используется ни одного элемента железобетона. Обычно такая сложная работа выполняется под руководством церковных архитекторов, а железнодорожные каменщики, как транспортные строители, такими знаниями не обладали. Им пришлось в сжатые сроки учиться строить по этим канонам.


Храм запланировали построить к Покрову дню – 14 октября. Гл. инженер СМП-601 Сергей Николаевич Мишустин говорит об этом так:

«Возникали сомнения: успеют – не успеют… У нас сомнений не было. Не каждому транспортному строителю в жизни выпадает такой шанс – построить храм. Строительство велось с Божией помощью. Все работали на совесть».


Первый иконостас приобрели в Софрино. Многие иконы, первоначально находившиеся в храме, были подарены подрядчиками и клиентами ЮУЖД.


Пусть сохранит благодарная память потомков имена тех, кто строит храмы!

 


часть 4

   

 

Роспись храма начата 28 июня 2010, окончена 28 августа 2011 на Успение Пресвятой Богородицы, исполнена бригадой мастеров под руководством Глеба Мамонова

разработка росписи:


Глеб Мамонов

окончил Тверское художественное училище им. А.Г. Венецианова – живописное отделение, Тверской государственный университет – кафедра теологии, Иконописную школу при Московской духовной академии; до челябинского храма уже участвовал в реставрации и росписи шести церковных зданий, среди них – архитектурный памятник XV века Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Наталья Мамонова

окончила Тверское художественное училище им. А.Г. Венецианова – отделение дизайна графики, Иконописную школу при Московской духовной академии


участники росписи:


Михаил Лемешевский
Иван Кайсин
Эльмар Куприянов
Виталий Злобин
Жанна Синицына
Антон Порфирьев
Виктор Новиков
Владимир Новиков
Мария Щериля
Нина Семенова

 

Наверх

 

 Впервые опубликовано на сайте www.persona-rig.com, июль, 2012 — март 2013 

фото по заказу ИП Смелянский В. Ю.

Надежда РУДЫХ

Александр СОКОЛОВ

Василий СМЕЛЯНСКИЙ

Маргарита ЯЗЫКОВА

 

художественная обработка фото,

виртуализация образов, графика, дизайн

Василий СМЕЛЯНСКИЙ

Маргарита ЯЗЫКОВА

 

© Текст, фото, ИП Смелянский В. Ю., 2012 

   

Материалы по теме