Публикации / СМИ
  
Главная -> Публикации / СМИ -> 2007 -> «Коллекция Струве-Оттена»
культурно-художественный объект
-> История бытования Коллекции




«Коллекция Струве-Оттена»
культурно-художественный объект

2007-01-19


История бытования Коллекции

текст
Надежда РУДЫХ
Татьяна РЕЗНИЦКАЯ


I. 

   

 

 


«Коллекция Струве-Оттена» — целостное тематическое собрание 78 гравированных портретов европейских ученых, работавших в области физики, механики, химии, матема¬тики, геологии, биологии, анатомии, философии. Сегодня с уверенностью можно сказать, что коллекция представляет собой уникальный исторический и художественный раритет.

 

Особая ее ценность — в тематической цельности: коллекция полностью посвящена выдающимся представителям науки, жизнь и деятельность которых охватывает большой исторический период — от эпохи Возрождения до конца XIX века.

 

Живописные портреты ученых, живших и работавших в XIV–XIX вв., по объективным причинам были единичны, фотографические портреты стали распространяться лишь с середины XIX в. Эразм Роттердамский, Парацельс, Агриппа Неттесгеймский, Исаак Ньютон, Готфрид Вильгельм Лейбниц — именно гравюра давала возможность представить широкой публике изображения ученых, которые для современников и последующих поколений становились одновременно фиксацией исторического образа и виртуозным запечатлением художественного произведения выдающегося мастера.

 

В коллекции представлены гравюры признанных мастеров: Амбруаза Тардье, Антуана Морена, Роберта Леке, Иоганна Александра Бенера, Годфри Неллера, Джеймса Хиса, Чарльза Тернера, Александра Мюнстера и др., — выполненные в разных техниках: офорт, меццо-тинто, литография, ксилография, акватинта, гальванография.

 

Оригиналами служили живописные работы выдающихся художников: Питера Пауля Рубенса, Александра Рослина, Ганса Гольбейна Младшего, Годфри Неллера, Яна Ванделаара и многих других.

 

Отдельные гравюры создавались специально для периодических изданий, книг, которые сегодня являются историческими и библиографическими раритетами: «Подробный словарь русских гравированных портретов» (Санкт-Петербург, 1888), пятитомное иллюстрированное издание У. Джердана «Национальная портретная галерея» (National portrait gallery of illustrious and eminent personages of the nineteenth century, Лондон, 1830–1834), многотомное широко иллюстрированное издание Франсуа-Серафина Дельпеша «Иконография современников» (Iconographie des contemporaines, Париж, 1932) и его продолжение, изданное женой Дельпеша Августой Генриэттой Дельпеш, «Знаменитые современники, или Портреты людей нашей эпохи» (C?l?brit?s contemporaines ou Portraits des personnes de notre ?poque, Париж, 1842), увраж1 «Собрание всех знаменитых персон» (Collection de tous les personages c?l?bres, Париж, 1820–1828).

 

СНОСКА
1 Увраж — роскошное художественное издание большого формата, обычно состоящее из гравюр.

 

Коллекцию гравированных портретов на протяжении всей жизни собирал ученый-химик Генрих Васильевич Струве (22.07.1822–10.04.1908). Ее тематическую направленность определил личный и профессиональный интерес Струве к людям науки и особенно естествоиспытателям. Сын знаменитого астронома и основателя Пулковской обсерватории Василия Яковлевича Струве (15.04.1793– 23.11.1864), он вырос, жил и работал в среде ученых. Был женат на дочери академика Петербургской Академии наук Павла Николаевича Фуса (01.06.1798–22.01.1855) — видного математика, правнука великого ученого Леонарда Эйлера (15.04.1707–18.09.1783), академика Российской и Берлинской Академий наук.

 

После смерти Г. В. Струве в 1908 году семейная реликвия в течение 30 лет хранилась у его незамужних дочерей Вильгельмины (25.03.1856–1943) и Елены (13.02.1864–1943). Часть коллекции (примерно четверть), которую составляли портреты представителей рода Эйлеров-Струве, Вильгельмина Генриховна использовала в качестве наглядных пособий в тифлисской гимназии, директором которой являлась. Эта часть коллекции пропала во время революции 1917 года. Таким образом, можно предположить, что изначально в коллекцию входило около 100–105 гравюр.

 

В конце тридцатых годов ХХ века коллекция была передана на дальнейшее хранение внуку Г. В. Струве Генриху Фердинандовичу Оттену (17.04.1908–25.03.2004), большому ценителю изобразительного искусства. Коллекция хранилась в Тбилиси, где жила семья Г. Ф. Оттена.

 

В октябре 1941 года, когда в связи с началом Великой Отечественной войны в СССР обозначили «пятую колонну» — немцев, Г. Ф. Оттена уволили с работы и выслали под Ташкент, на строительство оросительных систем для хлопковых полей. В феврале 1942 года, в числе прочих «трудмобилизованных» (официально немцев заключенными не называли), Оттена перевезли в Челябинск, в 7-й лагерь, на строительство Челябинского металлургического комбината. По окончании войны трудармию расформировали, но немцам уехать из Челябинска не разрешили. Из Тбилиси к Генриху Фердинандовичу переехала семья — любимая жена Надежда Васильевна Филиппова (16.09.1908–08.12.2001) с сыновьями Борисом и Василием. В голодные военные годы — книга за книгой — была выменяна на еду богатейшая семейная библиотека, но коллекцию гравюр Надежда Васильевна сумела сохранить и перевезти к мужу в Челябинск.

 

За историю своего существования коллекция дважды выставлялась в Челябинске.

 

Первая выставка была организована в 1979 году по инициативе главного хранителя Челябинской областной картинной галереи Галины Игнатьевны Пантелеевой (р. 22.12.1940). Тогда коллекцию впервые атрибутировал и предоставил материалы для научного каталога заведующий отделом европейской гравюры Государственного Эрмитажа Юрий Александрович Русаков (1926–1995).

 

Вторая выставка была проведена по инициативе искусствоведа Челябинской областной картинной галереи Галины Семеновны Трифоновой (р. 21.10.1949) в 2003 году — в год 95-летия хранителя коллекции Генриха Фердинандовича Оттена — в стенах Южно-Уральского государственного университета, где учились его сыновья и внуки.

 

 

II. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕКТА

   

 

После смерти Г. Ф. Оттена (2004) коллекцию унаследовал его внук Алексей Борисович Оттен. На тот момент гравюры, много лет хранившиеся в домашних условиях, были в критическом состоянии, фактически на грани гибели. Осознавая это, А. Б. Оттен решил восстановить коллекцию, приурочив это к 100-летию со дня рождения деда.

 

В конце 2006 года А. Б. Оттен обратился в компанию «РИГ ПЕРСОНА®» (директор и главный художник Василий Смелянский), поскольку уже был знаком с В. Смелянским как с крупным специалистом по решению нестандартных задач в области искусства, культуры, имиджа.

 

Два года шла серьезная непрерывная работа по возрождению коллекции. Координацию всех этапов проекта осуществляла продюсер «РИГ ПЕРСОНА®» Наталья Козакова.

 

В первую очередь, В. Смелянским была разработана концепция создания культурно-художественного объекта «Коллекция Струве-Оттена» и принято решение о проведении обширного цикла работ, включающего оценку состояния гравюр, разработку способа их долговременного хранения и формы экспонирования, экспертные и реставрационные работы, а также оценку стоимости коллекции по завершении всех запланированных работ в ее новом состоянии. Этот многоэтапный процесс требовал значительных финансовых затрат, но Алексей Оттен, заручившись поддержкой семьи, принял решение восстанавливать коллекцию согласно разработанной концепции.

 

12 марта 2007 года, после оценки объема работ и определения круга специалистов, в присутствии юриста Надежды Сысолякиной А. Б. Оттен передал компании «РИГ ПЕРСОНА®» 78 гравюр для осуществления цикла работ. Две недели при участии искусствоведа Елены Шипицыной (Челябинская картинная галерея), реставратора Татьяны Батуриной (Челябинская областная универсальная научная библиотека), ассистента художника Александры Бычковой («РИГ ПЕРСОНА®»), редактора-переводчика Татьяны Резницкой («РИГ ПЕРСОНА®»), шло составление подробного реестра гравюр: зафиксированы размеры, подробно описано их состояние, перечислены все пометки, оставленные на работах за историю существования коллекции.

 

Для фиксации состояния гравюр до начала реставрационных работ все листы с лицевой и оборотной стороны были сфотографированы в «Мастерской визуального образа Александра Соколова».

 

Параллельно с ведением переговоров о реставрации со специалистами Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра им. Академика И. Э. Грабаря был решен вопрос о безопасности коллекции. Для хранения гравюр до их отправки в Москву был специально сконструирован сейф, а для хранения коллекции после окончания всех работ был изготовлен на заказ и привезен из Москвы сейф нестандартных размеров (пр-во ООО «КРОСС-СЕЙФ»), отвечающий всем условиям хранения предметов искусств.

 

«РИГ ПЕРСОНА®» заключила договор о реставрации (09.07.2007) и договоры о проведении технологической и стилистической экспертизы (27.08.2007 и 11.03.2008) с ФГУП «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Академика И. Э. Грабаря». Специалисты центра оценили состояние гравюр, их художественную и историческую ценность. В результате экспертизы были получены заключения, подтверждающие, что все гравюры коллекции имеют несомненную антикварно-коллекционное значение и/или представляют музейную ценность, а некоторые гравюры уникальны. В процессе реставрации выяснилось, что, к счастью, разрушение не коснулось самих изображений, по большей части, реставрации подлежали бумажные носители изображений.

 

Для реставрации гравюр были подобраны профессиональные музейные расходные материалы: особые, не окисляющиеся клей, скотчи, бумага, картон, — поставку которых осуществила компания «ЛИОН Арт Сервис» (Москва). Из этих же материалов были сделаны паспарту для 78 работ коллекции.

 

Для паспарту В. Смелянский, консультируясь со специалистами Мастерской эксклюзивного переплета «Парагон» (Москва), разработал специальную пакетную конструкцию из трех листов картона (подложка, окно, крышка) универсального назначения: для консервационного хранения и экспозиционной деятельности. Паспарту изготовлены из консервационного бескислотного спецкартона Colourmount (пр-во Великобритания), переплетены муаровой тканью Ivory (пр-во США), в работе использовался клей только растительного и животного происхождения. Крышка каждого из паспарту по центру тиснена золотой фольгой специально изготовленным штампом (экслибрис «Коллекции Струве-Оттена», созданный В. Смелянским).

 

Для того чтобы вырубить окна в паспарту, директор компании «Парагон» заказал и установил специальное дорогостоящее оборудование.

 

Для атрибуции коллекции «РИГ ПЕРСОНА®» разработала систему информационных шильдов, прикрепленных к паспарту, на каждом из которых дана информация (на русском и английском языках) о конкретной гравюре. Шильды спроектированы В. Смелянским, ассистент художника Артем Ким, производство — «Гедаколор-Урал» (Челябинск) и «Гедаколор-М» (Москва). Составлением и переводом всех сопроводительных текстов проекта занимались специалисты редакции «РИГ ПЕРСОНА®» (руководитель Надежда Рудых).

 

Для сохранности коллекции и удобства работы с ней были сконструированы четыре уникальных альбома-хранилища. Конструктивное решение и художественная концепция разработаны художником В. Смелянским, ассистент Александра Бычкова, технологическое проектирование и производство — специалисты компании «Парагон» (руководитель и главный художник Андрей Антонов).

 

Габаритные размеры каждого из четырех альбомов: высота 633 мм, ширина (с учетом корешка) 453 мм, толщина 135 мм. Основа альбомов-хранилищ изготовлена из английского консервационного бескислотного спецкартона Colourmount. С внешней стороны основа альбома-хранилища обтянута специально выделанной телячьей кожей «Мадрас-Антик» краснодубого дубления, окрашенной и текстурированной в стиле конца XVIII — начала XIX века. С внутренней стороны альбомов-хранилищ картон обклеен дизайнерской бумагой Tintoretto Tufo 140 г/кв. м (пр-во Fedrigoni, Италия). При создании альбомов применялись техники ручного тиснения штампами и колесами (мастер Александр Бойцов), прессовое тиснение (мастер Светлана Андриянова), ручная шерфовка — утоньшение кожи (мастера Александр Марков, Виктор Акишин) — и переплет (мастера Наталья Барышникова, Анастасия Нестерова), спецобработка кожи в стиле конца XVIII — начала XIX века, клей только растительного и животного происхождения. Каждый альбом вручную тиснен натуральным 24-каратным золотом (в покрывающем сплаве содержится 99,99 % чистого золота) с применением штампов ручного изготовления, соответствующих выбранному стилю.

 

К лицевой стороне обложки каждого из четырех альбомов-хранилищ прикреплена латунная накладка, на которой в индивидуальных граверных мастерских Москвы выгравирован экслибрис «Коллекции Струве-Оттена».

 

В октябре 2008 года специалистами экспертного института «Арт Консалтинг» (Москва) —международного профессионального оценщика предметов искусства — проведена оценка коллекции, которая юридически подтвердила ее стоимость.

 

17 октября 2008 года, по окончании всех работ, гравюры, альбомы-хранилища и паспарту были привезены в Челябинск и сфотографированы в «Мастерской визуального образа Александра Соколова».

 

18 октября 2008 года в присутствии директора «РИГ ПЕРСОНА®» В. Смелянского, продюсера «РИГ ПЕРСОНА®» Н. Козаковой, юриста Н. Сысолякиной, искусствоведа Е. Шипицыной, редактора «РИГ ПЕРСОНА®» Т. Резницкой, ассистента художника А. Кима коллекция была передана владельцу А. Б. Оттену. Также А. Б. Оттену были переданы 79 экспертных заключений и 78 реставрационных паспортов ФГУП «ВХНРЦ им. Академика И. Э. Грабаря».
Сегодня «Коллекция Струве-Оттена», собранная Генрихом Струве и сохраненная его наследниками, отреставрирована, атрибутирована, дополнена новыми элементами (альбомы-хранилища, паспарту, система информационных шильдов), ставшими неотъемлемой частью коллекции.

 

Согласно заключению экспертов ВХНРЦ им. Ак. И. Э. Грабаря, «Коллекция Струве-Оттена» как целостное тематическое собрание гравюр имеет несомненную художественную, научную ценность и несомненное музейное значение.
По окончании проекта коллекция переросла рамки семейной реликвии и подтвердила статус уникального культурно-художественного объекта.

 

 

III. ОСНОВАТЕЛЬ и ВЛАДЕЛЬЦЫ КОЛЛЕКЦИИ (краткие биографии)

   

 

1. Генрих Васильевич СТРУВЕ (22.07.1822, Дерпт — 10.04.1908, Тифлис) — основатель коллекции.


Известный российский химик, член-корреспондент Петербургской АН (1876), сын одного из основоположников звездной астрономии В. Я. Струве. Автор трудов по неорганической, аналитической, физиологической и судебной химии. Предложил (1853) реактив для обнаружения мышьяка при судебно-медицинских исследованиях.


Г. В. Струве закончил химический факультет Дерптского университета и с 1849 года работал в химической лаборатории горного департамента в Санкт-Петербурге.


Во время строительства в Москве храма Христа Спасителя Г. В. Струве было поручено золочение куполов храма. В процессе работы Генрих Васильевич отравился и потерял голос. Длительное лечение на юге Франции не принесло успеха, и он мог изъясняться только письменно.


В начале 1860-х годов великий князь Михаил Николаевич приобрел имение Боржом (Ликани), куда в качестве химика для исследования многочисленных минеральных источников был приглашен Г. В. Струве. Он принял это предложением, приехал в Тифлис, а затем в Боржом, где и приступил к работе. Мягкий теплый климат Боржома и минеральная вода привели к полному восстановлению здоровья, и он снова обрел голос. Это способствовало его решению остаться на Кавказе. Вскоре к нему приехала жена с детьми. После завершения работы в Боржоме супруги Струве вернулись в Тифлис, где обосновались до конца своих дней. Г. В. Струве получил место заведующего губернской химической лабораторией, был одним из организаторов лаборатории химической экспертизы при губернской судебной палате. За детальное исследование минеральных вод Грузии Г. В. Струве в 1876 году был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Умер он в Тифлисе 28 марта 1908 года, в год, когда родился его внук Г. Ф. Оттен.


2. Вильгельмина Генриховна СТРУВЕ (25.03.1856, Тифлис — 1943, Акмолинская обл.), учительница, незамужняя.

Елена Генриховна СТРУВЕ (13.02.1864, Тифлис — 1943, Акмолинская обл.), учительница, незамужняя.


Сестры жили в Тбилиси в доме отца, Г. В. Струве. Погибли в ссылке в Акмолинской области, Казахстан.

 


3. Генрих Фердинандович ОТТЕН (17.04.1908, Тифлис — 25.03.2004, Челябинск) — наследовал коллекцию по факту родства с согласия дочерей Г. В. Струве.

Инженер, строитель, ученый, один из основоположников инженерной гляциологии; знаток изобразительного искусства, коллекционер и библиофил.

Потомок (по линии матери) математика, физика, академика Берлинской и Петербургской Академий наук Л. Эйлера, правнук астронома, основателя Пулковской обсерватории, академика Петербургской АН В. Я. Струве, внук ученого-химика, члена-корреспондента Петербургской АН Г. В. Струве.

Окончил Закавказский инженерно-мелиоративный институт (1932). В 1932–1941 инженер Закавказского НИИ сооружений. Впервые в СССР вел исследования (совместно с Г. Т. Саатчяном и А. Г. Гоффом) природы снежных лавин и проектирование защитных сооружений. Основатель снежно-метеорологической службы комбината «Апатит» (Кировск, 1936). Автор фундаментальных исследований в области инженерной гляциологии. В 1936–1941 участник совещаний и конференций АН СССР по вопросам изучения снежных лавин. В 1941 выслан в Казахстан, мобилизован в трудармию на строительство Челябинского металлургического завода. По окончании Великой Отечественной войны работал начальником сметно-договорного отдела (до 1967) треста «Челябметаллургстрой». Хранитель уникальной коллекции европейской классической гравюры XVI–XIX вв., собранной Г. В. Струве. Собиратель и владелец каталогизированной библиотеки по изобразительному искусству, представляющей научную ценность.


4. Алексей Борисович ОТТЕН (р. 11.04.1974, Челябинск) — наследовал коллекцию по завещанию.

Инженер-строитель, директор Промышленной группы «НЕКК», внук Г. Ф. Оттена, потомок родов Эйлера и Струве.

Окончил Южно-Уральский государственный университет по специальности «Промышленное и гражданское строительство» (1997), Уральскую академию государственной службы управленческих кадров организаций службы при Президенте РФ (2003).

Начал свою карьеру в 1993 году с должности мастера строительных и монтажных работ, с 2000 года занимает должность директора Промышленной группы «НЕКК».

Заслуженный строитель Республики Башкортостан (2007). За многолетний и добросовестный труд награжден почетной грамотой Губернатора Челябинской области (2008).

Дипломированный кинолог спортивно-сторожевых собак, кандидат в мастера спорта по авторалли, участник трансазиатской автомобильной экспедиции «Алтай–Гималаи» (2004), установившей рекорд Книги Гиннесса по высокогорному подъему на автомобиле (5751 м), чемпион России по спортивному автотуризму.

Инициировал восстановление коллекции гравюр Г. В. Струве, впоследствии «Коллекции Струве-Оттена».

 

 

IV. ВЕТВЬ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА ОСНОВАТЕЛЯ И ВЛАДЕЛЬЦЕВ КОЛЛЕКЦИИ

   

 

 

 

 

V. Библиография

   

 

        1. Амбургер Э. Н., Геккер И. Р., Михайлов Г. К. Родословная роспись потомков Леонарда Эйлера // Развитие идей Леонарда Эйлера и современная наука. Сб. статей под ред. Н. Н. Боголюбова, Г. К. Михайлова, А. П. Юшкевича. — М., Наука, 1988.
           
        2. Геккер И. Р., Эйлер А. А. Семья и потомки Леонарда Эйлера // Развитие идей Леонарда Эйлера и современная наука. Сб. статей под ред. Н. Н. Боголюбова, Г. К. Михайлова, А. П. Юшкевича. — М., Наука, 1988.
           
        3. Георгиев Л. Ловец лавин // «Правда», 23 апреля 1979.
           
        4. Гизатулина Э. Из коллекции Генриха Оттена // «Ведомости уральские общественные».
           
        5. Зинуров И. Выставки домашних библиотек // «Вечерний Челябинск», 10 ноября 1985.
           
        6. Из собрания коллекционера // «Челябинский рабочий», 27 октября 1979.
           
        7. Китаев Е. Генрих Оттен: «Я из рода Эйлера и Струве» // «Челябинский рабочий», 24 января 1995.
           
        8. Ладушина Н. И каждым мигом дорожить... // «Деловой Урал», 9 октября 1998.
           
        9. Наговицына Т. Покажите мне Тициана // «Комсомолец», 3 ноября 1979.
           
        10. Павлов. В. Смотри с высоких башен // «Вечерний Челябинск», 2 января 1980.
           
        11. Пантелеева Г. Коллекция из XIX века // «Вечерний Челябинск», 14 ноября 1979.
           
        12. Равчеев С. Непрерывный добрый глас, устремленный на Россию // «Общее дело»
           
        13. Реальный социализм: клеточка системы // Новосибирское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал».
           
        14. Ржевский Б. Репрессированная служба // «Полярка», 13 января 1998.
           
        15. Словари и энциклопедии онлайн.
           
        16. Смелянский В., Резницкая Т. Генрих Оттен. Лавина жизни //«АиФ–Челябинск» №19 (746), май 2008
           
        17. Трифонова Г. Коллекция Генриха Оттена // «Общее дело», № 5, 1993.
           
        18. Трифонова Г. С. Оттен Г. Ф. // Энциклопедия «Челябинск».
           
        19. Трифонова Г. С. Этого нет в Эрмитаже // Южно-Уральский госуниверситет, 7 октября 2003 (http://www.susu.ac.ru/ru/news/269).
           
        20. Устьянцева Е. Генрих XII из рода Эйлеров и Струве // «Вечерний Челябинск», 4 июня 1998.
           
        21. Шнейдер Ф. Об одном незаметном юбилее // «Челябинский рабочий», 10 февраля 1997.
           
        22. Яковлева Л. В дар вам, челябинцы // «Вечерний Челябинск», 28 декабря 1988.

 

 

 Наверх

 

 Впервые опубликовано на сайте www.persona-rig.ru, 2008

 

фото по заказу ООО «РИГ Персона®»

Александр СОКОЛОВ
С
ергей ЯКИМЕНКО
А
ртем КИМ

 

художественная обработка фото, дизайн

Василий СМЕЛЯНСКИЙ
А
ртем КИМ

 

© ООО «РИГ Персона®», 2008
© Оттен А.Б., 2008
Публикуется с разрешения владельцев авторских и издательских прав.
При перепечатке или цитировании, а также использовании фотоматериалов необходимо разрешение владельца авторских прав.

   

Перепечатки в интернете:

  • -
  • -

 

Материалы по теме:

  • -
  • -