Главная
-> Публикации / СМИ
-> 2013
-> ЦИКЛИЧЕСКИЙ БЕСТИАРИЙ
Уроборос. 2013
-> Спиральный Календарь Василия СМЕЛЯНСКОГО
ЦИКЛИЧЕСКИЙ БЕСТИАРИЙ
Уроборос. 2013
Спиральный Календарь Василия СМЕЛЯНСКОГО
текст
стихи
Василий СМЕЛЯНСКИЙ
С незапамятных времен Спиральный календарь – тема, милая изобретателям, художникам и философам. Визуализация календарного континуума, соотнесенная с Архимедовой–Логарифмической–Гиперболической и производными от них спиралями, более чем зримо демонстрирует глубинные связи людского быта/бытия с макро/микрокосмом.
С точки зрения утилитарной – такие календари не являются вещью нужной и функциональной. Пользоваться ими в повседневной практике, по прямому назначению – несколько проблематично, и это мягко сказано... Но какова польза от безмерного числа вещей, нас окружающих?.. Что же мы так неистово создаем и холим никчемные вещи?.. Только ли бизнеса родимого едино? Вряд ли.
Не удержусь от цитаты из себя раннего (написано четверть века назад):
КОЕ-КАКИЕ СООБРАЖЕНИЯ
О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ
И ЛЮБВИ
вещь должна быть стойной
зящной
сугубой
быть искренне-девственной или
против того
с длинным прошлым
и конечно же —
абсолютно никчёмной
иначе это не вещь
а приспособление
…
а при чём тут любовь, господа?
цитируется по книге:
«ТЕТРАГЕДДОН 2000: мелодии лютого века
в стихографической аранжировке Василия Смелянского»
Sic! – и творческий поиск неизбежно отдает должное спиральному «флирту», перерастающему, порою, в «затяжные романы». Применительно к современному календарному искусству показательны в данном плане работы двух блистательных мастеров: Хуана Осборна и Луиса Пабона.
Хуан Осборн, испанский архитектор и разносторонний художник, прославился своими картинами и портретами, нарисованными исключительно текстами – без участия иных графических констант (штрихов, мазков, тонообразующих точек). Но его фрактальные календари, в том числе фрактально-спиральные – это сказка! Абсолютно никчемная для прагматика сказка. Зайдите к нему в гости на сайт и убедитесь сами.
Серия календарей ΣNTROPÍΔ, разрабатываемая с 2006 года Луисом Пабоном, основана на Архимедовой спирали, и некоторым образом претендует на практическую целесообразность. Однако легко убедиться: это лишь – ироничная иллюзия функциональности, – улыбка мастера.
(изображения этих календарей многократно растиражированы в интернете, например, здесь).
Поскольку год 2013 в осмыслении восточного циклического бестиария является Годом Змеи, приступая к концептуальному проектированию данной темы, я просто не мог обойти стороной «спиральный свинг» – сворачивающаяся Змея и Спираль: кто из рисующе-думающих устоит не отыграть? И отыграл.
Архимедова спираль представилась наиболее логичной: для одноразмерности ячеек и цифр. Однозначной виделась и заворачиваемость (направленность) календарного континуума извне внутрь, – туда, где запятой манит вероятно-неизбежный следующий год, который, по идее, непременно наступит (вопрос, на что)… На этом единомыслие с Луисом Пабоном и закончилось. У него свой юмор, у меня – свой. Тем более что мой юмор надо было разнести (отрисовать) на полтора десятка самостоятельных тоновых (красочных) трафаретов и еще два-три десятка оттеночных (получающихся в результате того или иного наложения красок друг на друга). Это при том, что каждая ячейка и цифра из 365+12 ячеек – индивидуально отработана... Ну, так это не «Фрески Правды», где на пару с моей ученицей Маргаритой Языковой спроектировали и отрисовали пару тысяч трафаретных слоев…
Спиральный календарь 2013 получился, вроде, достойным... Думаю, к этой теме еще вернусь.
наверх |
Впервые опубликовано на сайте www.persona-rig.com, июнь, 2013 |
|||
дизайн Василий СМЕЛЯНСКИЙ
© Текст, иллюстрации, ИП Смелянский В.Ю., 2012 © Стихи, Смелянский В.Ю., 1988-1996 |
Материалы по теме
|