Публикации / СМИ
  

__________________________

Замечания о Годе Змеи, 2013

__________________________

История и Годы Змеи

__________________________

Змея в древних космогониях

__________________________

Змея и ИЕРОГЛИФЫ

__________________________

Змея «Шуй-хуй» и другие

__________________________

Уроборос, OUROBOROS

__________________________

Забавные факты о змеях

__________________________

У–СИН и Змеи

 

 

 

 

________________________________

«УРОБОРОС. 2013»

Презентационный комплект

для ТМ «Fort De Print»

 

«УРОБОРОС. 2013» Настенный вращающийся календарь. Смелянский В. – Концепция, дизайн, спиральный календарь, графика, трафареты. Вращающийся круг. Габариты: 488 х 488 мм.

Настенный вращающийся календарь.

Вращающийся круг. Габариты: 488 х 488 мм.

Трафаретная печать с 16 форм.

© Концепция, дизайн, спиральный календарь,

графика, трафареты, В. Смелянский, 2012.

Оригинальная графика Уробороса

создана при участии С. Кожевниковой.

 

________________________________

Презентационный комплект

«Китайский УРОБОРОС2013»

для ТМ «Форт Диалог – Исеть» 

 

«Китайский УРОБОРОС». Топ. Лицевая. Дизайн Смелянского В. при участии Кожевниковой С.

Топ квартального календаря. Лицевая.

Трафаретная печать с 11-и форм.

© Концепция, дизайн, В. Смелянский, 2012.

Графическая и сериграфическая

интерпретация образа

китайского Уробороса

создана при участии С. Кожевниковой

на основе открытых источников.

Специально для «Форт Диалог – Исеть».

Главная -> Публикации / СМИ -> 2013 -> ЦИКЛИЧЕСКИЙ БЕСТИАРИЙ
Уроборос. 2013
-> Слово о Сокровенной Змее




ЦИКЛИЧЕСКИЙ БЕСТИАРИЙ
Уроборос. 2013



Слово о Сокровенной Змее

 

текст

Василий СМЕЛЯНСКИЙ

 

 

Уроборос, OUROBOROS.

В китайском и общемировом контексте

   

 

 

 «Сиань-вэй-ши»

 

銜尾蛇

 

традиционный

или

 

銜尾蛇 

 

упрощенный

 

[xiánwěi shé]

 

Уроборос, записанный китайскими иероглифами в современной трактовке этого термина в официальных источниках.

источник: goldenmap.com

 

Написание Уробороса на китайском языке состоит из монолитной группы 銜尾, (сианьвэй) означающей:

(идти) вплотную друг за другом (первоначально: головой к хвосту, о животных);

(следовать) гуськом (непрерывной чередой)

и хорошо известного иероглифа, описанного выше – Ши – Змея.

 

Итак, транслитерация с китайского на русский выглядеть будет так: Сианьвэйши, а вот как это будет звучать на родном китайском (с учетом диалектов) одному китайскому Уроборосу известно…

 

примечание: (цитирую пересказанные Википедией общеизвестные концепции)

Р. Робертсон и А. Комбс отмечают, что в Древнем Китае Уроборос назывался 燭龍 (традиц.) 烛龙 (кит. упр.) – «Чжулун», Zhulong и изображался в виде создания, совмещающего в себе свинью и дракона, кусающего себя за хвост. Многие ученые придерживаются взгляда, что со временем данный символ претерпел значительные изменения и трансформировался в традиционного «китайского дракона», символизирующего удачу. Одни из первых упоминаний об Уроборосе как символе датированы 4200 годом до н. э.. Первые находки фигурок свернувшихся в кольцо драконов относят к культуре Хуншань (4700–2900 до н. э.). Одна из них, в форме полного круга, находилась на груди покойника...

 

Вообще то, Дракон со свечой, или Чжулун – в древнекитайской мифологии – Божество, освещающее мрак. Согласно «Книге гор и морей», у Чжулуна змеиное красное тело длиной в тысячу чжанов, лицо человеческое. Когда Чжулун закрывает глаза, наступает мрак, когда открывает, становится светло. Чжулун не ест, не спит, не отдыхает… (И где тут Уроборос? – ВС)

 

Также существует мнение, согласно которому с символом Уробороса в древнекитайской натурфилософии напрямую связана монада, изображающая концепцию «инь и ян». Также для изображений Уробороса в Древнем Китае характерно размещение яйца внутри пространства, которое охватывает телом змея; предполагается, что это является одноименным символом, созданным самим Творцом. «Центр» Уробороса – упомянутое пространство внутри кольца – в философии нашел отражение в понятии «дао», что означает «путь человека».      

 

 

УРОБОРОС

 

OUROBOROS

UROBOROS

 

ουροβορος

древнегреческий, строчными

 

ΟΥΡΟΒΟΡΟΣ

древнегреческий, прописными

Уробóрос – свернувшийся в кольцо змей (змея), кусающий себя за хвост.

 

Термин происходит от древнегреческого: οὐροβόρος, (οὐρά – «хвост» и βορóς – «пожирающий»)

буквально: «пожирающий (собственный) хвост».

Существует также греко-латинский вариант «Уроворакс», встречающийся у некоторых авторов.

 

Уроборос является одним из древнейших символов в мировых культурах, происхождение и атрибуция которого, видимо, неопределимы (непостижимы?!) в принципе. Был всегда, был везде. И весь сказ…

 

Символу приписано множество значений. Наиболее  простое, понятное и популярное из них:

«репрезентация вечности и бесконечности, в особенности – циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и умирания…»

(цитата взята из Википедии, но является всего лишь пересказом общеизвестных концепций)

 

Символ Уробороса с незапамятных времен используется в религиях, магических практиках, философских построениях и мифологическом наследии. Уважаем он и ныне, ибо сложно отыскать более универсальный, освященный древним знанием концепт, отражающий саму суть движения космоса, изначальные единство, противоречие и совокупность всего, цикличность и бесконечность пространственно-временного континуума, сумрачные взаимосвязи познаваемого и непознанного, и много чего еще другого…

 

Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875–1961) использовал тему Уробороса для психоаналитических нужд: в ортодоксальном психоанализе архетип Уробороса означает темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Этот знак отображает этап, существующий между описанием и разделением противоположностей (принцип, согласно которому дуализм является неискоренимым и незаменимым условием всей психической жизни)… Ученик Юнга психоаналитик Эрих Нойманн развил тему, обозначив Уробороса как метафору ранней стадии развития личности:

…Уроборос – базовый архетип, символизирующий доисторическое, служащее началом человеческой индивидуальности, единство мужского и женского, положительного и отрицательного, когда «Я» погружено в бессознательное, из которого еще не отдифференцирован сознательный опыт. По Нойманну, эта стадия развития, получившая название «уроборической», являет у младенца фантазии чистоты и партеногенеза – так называемого «девственного размножения». (См. Neumann E, "Die Grosse Mutter", Zurich, 1956)

 

В более поздних исследованиях юнгианцев архетип Уробороса уже понимается шире – в качестве единого целого, объединяющего сознание и бессознательное, таким образом содержащего в себе как маскулинную, так и феминную сущности.

 

После столь кристально внятного описания концепции Уробороса не стоит уже утомлять полноценным мифологическим экскурсом, ибо не существует, скорее всего, в истории человечества ни единой культуры, где бы Уроборос не отметился в явственном или косвенном виде. Остановимся лишь на двух ярких эпизодах, иметь представление о которых приличествует.

 

1.

В ведической религии и индуизме в качестве одной из форм Бога фигурирует Шеша (или Ананта-шеша). Изображается и описывается Шеша в виде змеи, кусающей себя за хвост… В более широкой трактовке мифа огромных размеров змея (наподобие кобры) обитает в мировом океане и имеет сотню голов. Пространство же, скрываемое массивным телом Шеши, включает в себя все планеты Вселенной; если быть точным, именно Шеша и держит эти планеты своими многочисленными головами, а также распевает хвалебные песни в честь Вишну… Само слово «Шеша» обозначает «остаток», что отсылает к остающемуся после того, как все созданное вернется обратно в первичную материю...

           (по пересказу в Википедии общеизвестных концепций)

2.

В германо-скандинавской мифологии, как пишет Л. Фубистер, форму Уробороса принимает Ёрмунганд (также называемая «Мидгардским змеем» или «Мидгардсормом», Богиней зла) – самка огромного змееподобного дракона, одна из детей бога Локи и великанши Ангрбоды. Когда отец и предводитель асов Один впервые ее увидел, он осознал таящуюся в змее опасность и вышвырнул ее в мировой океан. В океане Ёрмунганд разрослась до столь больших размеров, что смогла опоясать своим телом землю и укусить себя за хвост – именно здесь, в мировом океане, она будет находиться бóльшую часть времени вплоть до наступления Рагнарёка, когда ей будет суждено в последней битве встретиться с Тором.

 

В ходе последней битвы (Рагнарёка), гибели Богов, Тор и Ёрмунганд встретятся в последний раз. Выбравшись из мирового океана, змея отравит своим ядом небо и землю, заставив водные просторы ринуться на сушу. Сразившись с Ёрмунганд, Тор отобьет голову чудовищу, однако сам сможет отойти только на девять шагов – брызжущий из тела чудовища яд поразит его насмерть.

           (по пересказу в Википедии общеизвестных концепций)

 

 наверх

 

 Впервые опубликовано на сайте www.persona-rig.com, июнь, 2013 

 дизайн

Василий СМЕЛЯНСКИЙ

 

© Текст, иллюстрации, ИП Смелянский В.Ю., 2012

   

Материалы по теме