Главная
-> Публикации / СМИ
-> 2013
-> ЦИКЛИЧЕСКИЙ БЕСТИАРИЙ
Уроборос. 2013
-> Слово о Сокровенной Змее
ЦИКЛИЧЕСКИЙ БЕСТИАРИЙ
Уроборос. 2013
Слово о Сокровенной Змее
текст
Василий СМЕЛЯНСКИЙ
Змея в китайской мифологии и культуре
Змея, вероятно, наиболее мутное и парадоксальное зодиакальное животное, воплощающее чуть ли не квинтэссенцию бинарных оппозиций, сплетенных в диалектическое «одно»: добро–зло, жизнь–смерть, созидание–разрушение, цивилизация–деградация, материя–энтропия, структура–хаос...
Большинство древнейших культур вида Homo Sapiens исходило из того представления, что сие хладнокровное пресмыкающееся – змеюка – и есть та самая Божественная сущность, что съ-единила в надрывное противоречие Землю с Небом, а заодно и с прочими конструктивными особенностями мироздания...
Более того, со Змеей, так или иначе, связан ожидаемый в различных культурах конец света… Ну как не помянуть в тему верховного авторитета – Божества тольтеков и подмявших их ацтеков – Кецалькоатля, Пернатого Змея (буквально: «змея, покрытая зелеными перьями») а заодно и их (тольтеков–ацтеков) глобальный Солнечный календарь… Или же предшествующую эманацию Пернатого Змея – Кукулькана, Пернатого Змея с человеческой головой, почитаемого ольмеками–майя задолго до времен торжества Кецалькоатля. Да, а пресловутый «Календарь майя» (первооснова ацтекского Солнечного календаря) с его роковой «финальной» датой 21 декабря 2012 года!..
Тут, вероятно, необходимо прояснить:
Вопреки досужим апокалипсическим представлениям я лично склонен усматривать в змеином контексте не собственно конец всему, а именно какого-то этапа. И не столько собственно «конец», сколько – «разрешение», «надрыв нарыва», «глобальный слом», и даже – «начало нового этапа» (рождаемого в муках, борьбе и страданиях, само собой, но – рождаемого!).
Недаром исторически более древним (и ключевым – за № 153) китайским иероглифом для обозначения змеи является отнюдь не общеизвестный ныне (в связи с тату и новогодней символикой) иероглиф 蛇 (Ши, змея), а иероглиф 豸 (Чжи, безногое животное, пресмыкающееся без лап; змея; червь; но также и – единорог, карающий дурных людей, – эпитет поборника правды и справедливости). Вторым – глагольным значением иероглифа Чжи является следующий набор парадигм: «приходить к концу, разрешаться, ликвидироваться; разрешение, окончание». (О китайских иероглифах в связи со змеиной тематикой см. в соответствующих Разделах).
Да и у ольмеков–майя–тольтеков–ацтеков никаких упоминаний о конце света 21 декабря 2012 года нет и в помине. Напротив – множество упоминаний и пророчеств о идущей на смену эпохе белого Ягуара… Но это уже совсем другая тема... Важнó наличие во всем вышеупомянутом «змеиного следа», – скучать посему в 2013 году всяко не придется…
В мировой мифологии в ассортименте имеются Змеи как мужского, так и женского пола, но чаще Змеи самовоспроизводятся, будучи гермафродитами. Двуполые Змеи – артефакт сугубо мифологический, ибо в природе таковые отсутствуют, во всяком случае, современной науке известен один-единственный (в мире!) образец двуполой рептилии, являвшейся к тому же двухголовой и альбиносом; эта рептилия прожила 7 лет в Сент-Луисском всемирном аквариуме и скончалась в 2007 году. Но вопреки природному тотальному змеиному гетеросексуализму в мифологии именно двуполая Змеюка является эмблемой всех самопорождающих Божеств... Что, видимо, и положило начало андрогино-гермафродическим экзерсисам разнородных герметистов и эзотериков... Как-то даже обидно за змеиный род, который, судя по всему, значительно более стоек в плане гетеросексуальности, нежели род человеческий, который, в свою очередь, не блещет стойкостью вообще ни в одном плане, но с энтузиазмом приписывает свои грешки да выкрутасы всему и вся в известном и неизвестном мироздании… (О сексуальной жизни реальных змей см. в Разделе «Занимательные факты…»)
И снова о Змее как концепте. Приведу несколько общеизвестных цитат:
«…Змей (змея) – представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый с плодородием, землей, женской производящей силой, водой, дождем, с одной стороны, и домашним очагом, огнем (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом – с другой…» (Мифы народов мира. Т.1)
«…Это символ солнечный, хтонический, сексуальный, похоронный и олицетворяющий проявление силы на любом уровне, источник всего потенциального как в материальной сфере, так и в духовной, тесно связанный с концепцией как жизни, так и смерти…» (Дж. Купер, Энциклопедия символов)
«...Змей – очень сложное и многообразное явление. Всякие попытки дать ему единое объяснение заранее обречены на неудачу, общее заключение же всегда сводит разнообразие к единству и тем самым искажает сущность явления…» (В.Я. Пропп, Исторические корни Волшебной Сказки).
«…В христианстве змея – амбивалентный символ: это и Христос, как мудрость, вознесенный на Древе Жизни в качестве искупительной жертвы, и дьявол в его хтонической ипостаси. Змий или дракон – это Сатана, искуситель, враг Бога и участник грехопадения. Он олицетворяет силы зла, разрушение, могилу, коварство и лукавство, зло, которое человек должен преодолеть в себе. Данте отождествляет змею с врагом, но если она обвивает Древо Жизни, то это мудрость и благоприятный символ; если же Древо Познания, то это Люцифер и вредоносное начало. Змея, поднятая на кресте или шесте, – это прототип Христа, поднятого на Древе Жизни ради исцеления и спасения мира, обвившая крест. Иногда она изображается с женской головой, символизируя искушение; а у основания креста – зло. Такое положение змеи означает торжество Христа над злом и силами тьмы. В христианской традиции змий может меняться местами с драконом, подобно вавилонской Тиамат. Христианский Сатана – это «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12:9). Доброго змия можно видеть в иконографии поднимающимся из чаши Иоанна. Злой змий – это Сатана, дракон Апокалипсиса. Тертуллиан утверждает, что христиане называли Христа «Добрым Змием». Богородица сокрушила голову змия, соблазнившего Еву, вместо того, чтобы поддаться ему…» (Полная энциклопедия символов, сост. В.М. Рошаль)
«…Как существо убивающее, Змея символизирует смерть и уничтожение; как существо, периодически меняющее кожу, – жизнь и воскресение… Изображения змеи, прибитой к кресту, которые встречаются в средневековом христианском искусстве, стали символом воскрешения и превосходства духа над плотью…» (Полная энциклопедия символов, сост. В.М. Рошаль)
Что подтверждает суждение о Змее как самом мутном, парадоксальном, противоречивом и всеобъемлющем символе, древнейшим в человеческой культуре и годным для ассоциирования с любым явлением, с любым толкованием, просветлением и помутнением, с любым деянием, безобразием и бездействием, величием, паскудством и безразличием, – в ответе за всё…
Кстати, латинское S – это проекция змея на шесте. S с двумя шестами – современный знак доллара $ (есть и другие трактовки символики доллара).
наверх |
Впервые опубликовано на сайте www.persona-rig.com, июнь, 2013 |
|||
дизайн Василий СМЕЛЯНСКИЙ
© Текст, иллюстрации, ИП Смелянский В.Ю., 2012 |
Материалы по теме
|