Главная
-> Картины В.С.
-> Стихографические картины
-> Об авторской технике ВИРЖИ
Стихографические картины
Об авторской технике ВИРЖИ
Уважаемый Гость!
О стихографических картинах и виртуальной живописи Василия Смелянского в российских СМИ было опубликовано много материалов, снято большое количество телевизионных сюжетов и документальных фильмов. Более двух сотен его картин находятся в частных, государственных и корпоративных собраниях.
Отсылаем Вас к некоторым из этих материалов, а также к самим картинам, — некоторые из них мы разместили в Галереях раздела.
Благодарим за внимание.
PS, 2017
Сегодня, на исходе второго десятилетия XXI века, техника "виржи", как и сами картины в этой технике, созданные Мастером на рубеже веков (1998—2003), могут представляться несколько архаичными, да так оно и есть: это одни из первых отечественных опытов в данном направлении. Сам Мастер всегда говорил, что "виржи" для него — экспериментальная площадка, стихографические экзерсисы, освоение цифровых возможностей и отработка новых полиграфических технологий, а вот что результаты этих экспериментов вдруг преобрели такую известность да стали цениться как полноправные объекты искусства — то уже подарок судьбы и бонус в семейный бюджет... Но уже с 2004 года Мастер практически не создавал новых работ в данном направлении, лишь изредка уступая настойчивым просьбам заказчиков (а таковых было немало)... Однажды — в 2010 — он, разбирая свои архивы, решился было внести кое-какие изменения в старые работы: да и бросил бесцельное занятие: что принадлежит истории, то уже ей принадлежит, зачем и подкрашивать?.. Отчего и следует воспринимать картины и портреты, созданные Василием Смелянским на сломе столетий именно как факт истории — отечественной истории! — и как "творческий гумус", из которого позже выросли уникальные авторские сериграфические технологии, а из них уже — полиграфические шедевры, принесшие Мастеру мировое признание. Именно с этой целью в Галерее картин ВС на первое место поставлена сериграфическая композиция 2013 года, являющася частью полиграфического бук-арт объекта, которая, казалось бы, к технике виржи уже никакого отношения и не имеет, однако ж — смотрите сами!..
Вольный русский Мастер Василий СМЕЛЯНСКИЙ
Наталья ЛЕОНТЬЕВА
на основе беседы с В.С.
февраль, 2001
Стихографическая композиция «РОССИЯ 2000: ХАЛАТ ВЛАСТИ», версия 01 (размер 630 х 910 мм) создана Вольным русским Мастером Василием СМЕЛЯНСКИМ в авторской технике виржи (виртуальная живопись) в декабре 1999 — октябре 2010 (версия создана на основе одноименной авторской работы 1999 года) |
Одна из недавних телепередач местного вещания была посвящена художнику Василию Смелянскому, работающему сейчас в Челябинске. Лейтмотив передачи — необычная картина, главный персонаж которой — Президент России. Популярность этой картины давно вышла за пределы Южного Урала, где она и была написана.
Безусловно, изображение Владимира Владимировича Путина, созданное Василием Смелянским, традиционным не назовешь. Нет привычного для этого жанра официоза, сосредоточенности лица, парадного облачения. Нет ничего от тех портретов вождей, которые украшали в прежние времена стены любых учреждений. На картине — молодой человек с улыбкой сфинкса, одетый в немного странное одеяние, напоминающее не то кольчугу, не то кимоно, не то облачение азиатского владыки, разглядывает виртуальные шары, видя в них нечто, сокрытое от непосвященных. Глаза Президента, в жизни голубого цвета, на картине — темные, что придает взгляду особую глубину. Руки накрыты элементом какой-то другой картины, где отчетливо видны остовы древних крепостей и люди, несущие на себе кресты. Разруха... Варварство... Не находящие себе места апостолы, еле заметной цепочкой бредущие в глубине. «РОССИЯ 2000: Халат власти». Так называется полотно. Одеяние Президента состоит из маленьких, сведенных воедино фрагментов. При увеличении видно, что каждый фрагмент — это точно такая же фигура в миниатюре. Поза сразу навевает мысли о восточных единоборствах, когда казалось бы расслабленное тело мгновенно может превратиться в монолит стальных мышц. В картину «вписаны» стихи самого Мастера:
...все зависит от нутрянного глаза —
от собственного глубинного зрения:
как посмотришь на ход вещей,
с какой колокольни зазвенит твоя нота,
в каком унисоне осознаешь свою блуждающую сущность...
/кое-какие соображения по поводу Василия СМЕЛЯНСКОГО/
Андрей ШИПИЦЫН
Старший преподаватель
Кафедры истории и теории искусства ЧелГУ
май, 2000
…
3. ИНВЕРСИЯ АБСУРДА
Комплект из 7 графических листов для выставки В. СМЕЛЯНСКОГО — А. СТАРЦЕВА в челябинском Дворце Спорта, июль 2000. верстка, дизайн — В. Смелянский |
Глубокие реки не меряют палкой. Бросаем лот. Результат первого же замера: парадокс. Парадокс — как метод. "Всё не так" — как принцип.
Чтобы пересечь госграницу, нужно обмануть пограничников. Чтобы пересечь границу понимаемого, нужно обмануть привычную логику. Смелянский так и поступает. И в текстовых стихографиях, и в своих, как он их называет, "стихографиях в технике виртуальная живопись".
Всем известно, что тема "гений и вечность" — огромна, как Сахара, и глубока, как Марианская впадина. Смелянский умещает её в "ДРАМЕ ФОРС-МАЖОР", два персонажа которой произносят ровно шесть слов (считая междометия и предлоги).
Всем известно, что Президент владеет приёмами рукопашного боя. Смелянский помещает "человека, очень похожего на Президента" в соответствующее одеяние — то ли кимоно, то ли доспехи, то ли халат. Но сотканный из... его же собственных изображений.
Всем известно, что Голгофа — это либо один крест, либо три. А у Смелянского — два.
Конечно, любая метафора хоть немного — парадокс. Но когда некто Нищий Духом в одном из стихов Смелянского взывает: "кто-нибудь! доплатите меня до человека!" — это, пожалуй, больше чем метафорическая парадоксальность.
Правило гласит, что любая мысль при определённых условиях становится абсурдом. Возникает впечатление, что Василий идёт обратным путём: создаёт абсурду условия, превращающие его в мысль…