О компании
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________

Василий Смелянский, еще пока двукратный чемпион FESPA Awards, у главного стенда FESPA. Выставочный комплекс Messe Berlin, Берлин (Германия, 5–9 июня). Фото Татьяны Резницкой по заказу «РИГ Персона®», 2007

Выставки FESPA


Париж 1963

Цюрих 1966
Лондон 1968
Гамбург 1970
Амстердам 1973
Милан 1975
Амстердам 1979
Амстердам 1984
Амстердам 1988
Амстердам 1992
Лион 1996
Мюнхен 1999
Мадрид 2002
Мюнхен 2005
Берлин 2007

Мюнхен 2010

Лондон 2013

 

Главная -> О компании -> Наши награды -> История FESPA (ФЕСПА)



FESPA Awards



История FESPA (ФЕСПА)



 

 

 

Когда и почему была образована FESPA

Официальный Логотип FESPA — Федерация мировых торговых ассоциаций высокотехнологичной печати

Конвенция в Копенгагене, Дания9–14 мая 1961  

Эта дата — одна из самых важных дат в истории FESPA: именно здесь было принято решение создать независимую Федерацию европейских ассоциаций трафаретной печати. Фрагменты речей, прозвучавших тогда, дают четкое представление о намерениях и мотивах, приведших к этому решению.

 

На конвенции, организованной Датской ассоциацией трафаретной печати под председательством Бьярне Даля, собралось более 300 делегатов, многие из них приехали со своими женами. Были представлены не только все страны Западной Европы, но также США, Канада и Аргентина.

 

Приведенный ниже отрывок из приветственной речи Бьярне Даля, президента Датской ассоциации трафаретной печати, яcно демонстрирует важность конвенции, на которой родилась FESPA:

 

«На ранней стадии развития трафаретной печати не было понятия «сотрудничество», и те, кто тем или иным образом могли добыть какие-то знания о технологии, ревниво эти знания оберегали. Тем не менее трафаретная печать распространялась от одной страны к другой, хотя технологические секреты становились доступными только после оплаты дорогостоящей лицензии.

 

Поставщики материалов для трафаретной печати вскоре осознали, что их торговый оборот зависит от числа людей, использующих в работе эту технологию, и некоторые стали брать на себя расходы по обучению. Взамен они требовали исключительного права на поставку материалов. Это стало одной из причин того, что в некоторых странах печатники решили создать профессиональные организации, чтобы защищать интересы мастеров, создать униформу и организовать надлежащее обучение. Тем не менее, мы многим обязаны поставщикам, и организованная здесь впечатляющая выставка, а также наши встречи по техническим проблемам, доказывают, что наши поставщики верят в развитие и великое будущее тарфаретной печати.

 

Благодаря возможности свободно путешествовать после последней войны, трафаретные печатники со всего мира завязывают личные контакты и обмениваются опытом и идеями. Сегодня в Копенгагене, на Пятой европейской конвенции SPPA, у нас у всех есть эта прекрасная возможность».

 

Причины создания независимой FESPA Боб Левиссон, в то время европейский президент SPPA, привел в своей статье, опубликованной в апреле 1961 года в Screen Printing & Display News.

 

Приведем наиболее значимые отрывки:

 

«Одной из главных целей европейского отделения была организация конвенций полиграфистов-шелкографов в Европе. Однако вскоре стало ясно, что нельзя ограничивать участие в конвенциях и проводить их только для членов Европейского отделения. Другие члены нашего союза, желающие принять участие, естественно, были приглашены присоединиться к нам. Мы пришли к выводу, что для трафаретных полиграфистов, вне зависимости от того, в какой европейской стране они живут, их национальная организация трафаретной печати, конечно, была бы важнее, чем SPPA. Второй назревший вопрос — необходимость перевода технических статей с английского языка, на котором они были написаны. Предложенное решение — каждый полиграфист, работающий в сфере трафаретной печати, в первую очередь, должен принадлежать к своей национальной организации. Разные европейские организации объединились бы (одновременно полностью сохраняя свою национальную независимость), чтобы образовать Европейскую федерацию ассоциаций трафаретной печати. Федерация стала бы филиалом Американской SPPA, а те, кто по-прежнему хочет быть членом SPPA, ими бы и остались. Расположение новоорганизованной федерации будет гораздо более удобны для организации европейских конвенций и сможет через свои ассоциации действовать как центр распространения технической информации среди полиграфистов по всей Европе».

 

Копенгагенская конвенция не только заложила основы FESPA, но установила стандарты для будущих конгрессов и выставок. Представленная программа была потрясающей.

 

Лекции лекторов из разных стран охватывали вопросы, актуальные и по сей день. Выставку поддерживали производители и поставщики, некоторые из них стали лидерами на международном рынке оборудования и материалов для трафаретной печати. Историческая ремарка: именно на этой конвенции впервые были продемонстрированы полуавтоматические печатные станки Svecia и McCormick Super Cylinder, разработка которых стала революционной для производительности в области трафаретной печати. Насыщенная и интересная программа развлекательных мероприятий сломала языковые барьеры и стала не только основой для дружбы и сотрудничества бизнесменов, но и фирменным знаком FESPA.

 

 Создание FESPA, Гамбург, сентябрь 1962 года

   

Вскоре после Копенгагенской ковенции был создан организационный комитет, и вчернове были написаны правила и задачи новой организации.

 

Не было единства во мнениях по поводу того, должно ли быть членство индивидуальным или должно осуществляться через национальные ассоциации. Делегация Британской ассоциация DPSPA во главе с Роем Фостером и Эшфордом Дауном настаивала на том, чтобы новая организация была по своей сути федерацией национальных ассоциаций и чтобы только одна ассоциация представляла свою страну, а индивидуальное членство было бы допустимо лишь в том случае, если в стране нет национальной ассоциации трафаретной печати.
Также был достигнут консенсус в том, что новая организация не должна зависеть или быть каким-либо образом подконтрольной американской SPPA. Это пункт был одобрен, но по сей день FESPA представлена на Международном совете американской ассоциаци (SGIA). Также в течение многих лет президент SGIA присуствует на собраниях FESPA, но без права голоса.

 

Не все бывшие члены европейского отделения SPPA согласились с этими изменениями. и некоторые, такие как Пол Шпринцел, ведший очень активную деятельность в Европейском отделении, так и не присоединились к своей национальной ассоциации и продолжали оставаться индивидуальными членами SPPA. Было также много полиграфистов, совмещавщих членство в национальной ассоциации и членство в SGIA.

 

Р. Левиссон (Нидерланды) был назначен первым президентом, Э. Барон (Франция), Дж. Флойд (Великобритания) и Э. Мейсснер (Германия) стали вице-президентами. Национальные ассоциации были представлены Бобом Левиссоном (Нидерланды), Джоном Флойдом и Роем Фостером (Великобритания), Полди Добмергером и Эдди Мейсснером (Германия), Э. Бароном и Мишелем Каза (Франция), Б. Хембергом (Швеция), Бьярне Далем (Дания), Кристианом Бринилдсеном и Эдгаром Хартведтом (Норвегия), Карло Фрассинелли (Италия). Первым генеральным секретарем стал Н. Шенкман (Нидерланды).

 

Федерация была учереждена как ассоциация согласно голландским законам, и ее адресом стал адрес Голландской полиграфической ассоциации KVGO.

Целями федерации были заявлены «распространение знаний о трафаретной печати, организация тесного сотрудничества между полиграфистами и поставщиками, работающими в сфере трафаретной печати, и продвижение трафаретной печати в Европе». Эти цели остаются неизменными по сей день. Совет FESPA составили делегаты от аффилированных национальных ассоциаций с одним делегатом с правом голоса от каждой сотни членов. Совет обычно собирался раз в год.

 

Еждневная административная работа была обязанностью Бюро, состоящего из председателя, трех вице-председателеей и генерального секретаря.

 

 

Проблемы первых лет

   

В первые годы существования у новой организации было много проблем. В то время английский язык не был общепринятым языком проведения официальных встреч, и многие делегаты плохо его знали. Поэтому часто заседания сильно затягивалась из-за постоянной необходимости переводить. Процесс перевода осуществляли Боб Левиссон и секретарь Беки де Ди, оба они говорили на нескольких языках. Разность национальных культур также иногда становилась причиной непонимания и несогласия. В разное время английская и французская ассоциации угрожали выйти из состава FESPA, поскольку не видели большой выгоды от деятельности организации, а членские взносы считала чрезмерно большими. Только благодаря искусному руководству Боба Левиссона FESPA развивалась и процветала. 

 

 

1962-1975 Развитие деятельности FESPA

   

Примечательно, что при ежегодном бюджете не более 40000 голландских флоринов так много было достигнуто, в основном благодаря личным усилиям членов Бюро и Совета. Распространение технической и коммерческой информации, а также развитие деловых и общественных связей между членами разных национальных ассоциаций были приоритетами деятельности FESPA.

 

Было достигнуто следующее:

 

  • Каждые два года проводились международные технические семинары, переезжаавшие из в страны в страну, с синхронным переводом на три или четыре языка. Организовывались туры с посещением типографий, туры тоже передвигались из страны в страну. Все это оказалось очень ценным и нашло поддержку. Высокий уровень чистоты на производстве, особенно в скандинавских странах, «открыл глаза» многим посетителям, чьи стандарты чистоты были от этого очень далеки. Поразительной была и готовность раскрывать технические и коммереские секреты, что стало, без сомнения, одним из важнейших факторов быстрого развития трафаретной печати.

 

  • Интесивно использовался алфавитный указатель членов FESPA, содержащий адреса всех членов ассоциаций FESPA, был важным источником информации, дававшим возможность полиграфистам Европы контактировать друг с другом. Часто во время деловых и личных поездок члены FESPA использовали возможность развить деловые контакты, такие встречи во многих случаях превращались в ценный обмен технической информацией. Алфавитный указатель финансировался засчет рекламы и ежегодно обновлялся вплоть до начала 1980-х, когда издание его прекратилось.

 

  • Указатель терминов трафаретной печати был проектом, который возглавил Бьярне Даль из Дании. Много мучительных часов было потрачено на правильный перевод технических терминов трафаретной печати на английский, немецкий, французский, голландский и итальянский языки. Однако конечный итог стоил таких усилий, поскольку в результате опубликованный в 1968 году Указатель терминов трафаретной печати был издан с перекрестными ссылками на пяти языках. Недавно Указатель был обновлен и улучшен ESMA, а из-за пополнения FESPA национальными ассоциациями в указатель был добавлены, например, испанский и венгерский языки.

 

 

Выставки FESPA

   

В 1963 году Париж был выбран местом проведения первой выставки FESPA, организованной французской ассоциацией. В тот момент среди производитедлей оборудования шла активная деятельность по созданию новых станков для трафаретной пеати, которые способствовали бы большей производительности и более четкому совмещению. Изобразительное искусство и сериграфия продолжали вызывать сильный интерес, и посетителям нравилось уходить с выставки с постерами —образцами печатных работ.

 

В 1966 году Цюрих стал следующим местом проведения выставки FESPA, на этот раз более крупной и более интернациональной. Каждый день на выставке проходила активно посещаемая конференция.

 

Выставочные залы «Олимпии» в Лондоне стали местом действия FESPA 1968. Впервые выставка была организована не национальной ассоциацией, а профессиональной компанией Batiste. И вновь выставочные стенды стали больше, а первый этаж выставочного здания был отдан трафаретной печати, преимущественно из Великобритании, представившей впечатляющие образцы трафаретной печати. Особый интерес вызвала работа с полутонами четырех цветов, которую начали осваивать одна или две компании… новый шаг в трафаретной печати! Было забавно видеть, как президент FESPA немец Эдди Мейсснер принял парад британской Гвардейской бригады, чье шествие было главным развлекательным представлением!

 

В 1970 году в Гамбурге, а затем и в 1973 году в Амстердаме выставка снова выросла и привлекла еще большее число делегатов — не только из Европы, но также из США, Японии, Австралии и Южной Африки.

 

Милан 1975 стал почти катастрофой. Следуя политике передвижения выставок по Европе из страны в страну, Бюро FESPA приняло решение провести выставку в Милане. Возникли серьезные проблемы: несмотря на крупный взнос, который итальянский представитель Карло Фрассинелли сделал лично, его не поддержала национальная ассоциация. Многие немецкие производители и поставщики не видели большой выгоды в выставке, организованной в Италии, где на рынке доминировали сильные итальянские производители, и изначально многие отказались участвовать в выставке. В конце концов пришли к компромиссу, но в итоге на выставке присутствовало гораздно меньше немецких и шведских компаний, чем раньше. Чтобы решить проблему организации выставки, Харольд Шнайдер, Batiste Publications, спланировавший столь успешную лондонскую выставку в 1968, добровольно взял на себя ответственность, и Милан оказался гораздо более успешным, чем ожидалось, по числу участников выставки, прибывших в Италию. Однако активность посетителей была низкой из-за авиационной забастовки, а также забастовок в Италии, серьезно повлиявших на работу отелей.

 

За 48 часов до гала-ужина в Швейцарии знатные гости узнали, что будут доставлены туда в экипажах на расстояние в 30 км — организация этого мероприятия стала триумфом организаторских способностей Харольда Шнайдера! Однако после Миланской выставки 1975 года выставочная политика FESPA сильно изменилась. 

 

 

1975–1990. Годы стабильного развития

   

Под руководством президента Эдди Мейсснера (1968–1975), которому помогали превосходные секретарские и дипломатические способности генерального секретаря Беки де Ди, FESPA выросла в профессиональную федерацию, главными мероприятиями которой были конгрессы, образовательные туры и ежегодные выставки.

 

Однако из-за проблем, возникших на выставке в Милане 1975, FESPA подверглась критике участников выставки и поставщиков. На бурном собрании в 1976 году они требовали прекратить политику переездов выставки по Европе в страны, где ее не ожидала полная поддержка, а также изменить частоту проведения до одного раза в четыре года, чтобы создать двухлетний разрыв между FESPA и DRUPA. С согласия совета директоров FESPA был создан комитет поставщиков под председательством Тома Кирка (Sericol), которого позднее сменил Уолет Фрик (Marabu).

 

Этот комитет тесно сотрудничал с FESPA при планировании будущих выставок и играл главную роль в создании в 1990 году ESMA. Было решено, что следующая выставка FESPA вернется в Амстердам, где выставка очень удачно прошла в 1973 году, за ней последовали четыре выставки в том же городе в 1979, 1984, 1988 и 1992 годах. Амстердам был популярен и среди экспондентов, и среди посетителей из-за привлекательности и самого города, и тюльпановых полей весной — время проведения выставок FESPA. Также важным фактором были деловые качества и языковые способности голландцев. Голландская ассоциация трафаретной печати оказывала сильную поддержку, создав специальный выставочный комитет во главе с Иво Бэком (президент FESPA в 1979–1984), который тщательнейшим образом планировал проведение выставки. За этот период выставочное пространство выросло с 9000 кв. м до свыше 20000 кв. м, а число посетителей — с 15000 до 25000. FESPA полностью достигла желанной цели и стала крупнейшим и важнейшим международным событием в сфере трафаретной печати.

Однако число мероприятий FESPA начало сокращаться. Проведение технических семинаров во время выставок FESPA было прекращено, чтобы посетители смогли сконцентрировать свое внимание на выставочных стендах. Также с ростом технических знаний и увеличением числа семинаров, организуемых на уровне национальных ассоциаций, уменьшился интерес к международным семинарам. Последний международный семинар прошел в Санта-Маргарите, Италия, в 1987 году. По тем же причинам уменьшился и интерес к образовательным турам. Многие крупные компании трафаретной печати организовывали частные визиты в выбранные компании, а также ассоциации — члены FESPA организовывали образовательные туры на национальном уровне. Тем не менее последний образовательный тур FESPA под названием «Расширенные горизоны трафаретной печати», организованный Майклом Домбергером во время его пребывания на посту президента, познакомил делегатов с некоторыми областями использования трафаретной печати в Швейцарии, например, с украшением кондитерских изделий и печатью на наручных часах. Это имело огромный успех.

 

Во внутренней организации FESPA возникла проблема с перспективами существования секретариата, преимущественно из-за нехватки фондов. Беки де Ди, занимавшая пост генерального секретаря почти 15 лет, умерла в 1977 году. Ее сменил ненадолго Jan van de H?rst, а затем в 1978 году Bob de Ruijter, до того секретарь отделения трафаретной печати в Dutch Master Printers (KVGO). Однако скоро FESPA столкнулась с отказом KVGO субсидировать существование секретариата FESPA, как это было раньше. Рассматривались разные решения, и одно за другим отвергались.

В итоге в апреле 1981 года согласие было достигнуто и было принято решение перевести секретариат в Лондон, в Международную ассоциацию мастеров печати (International Master Printers Association — IMPA), которую возглавлял Джеффри Уилсон, человек, обладавший превосходными языковыми способностями и опытом работы в Европе.

Это оказалсь прекрасным решением. Новый секретариат успешно организовал несколько мероприятий и помог с организацией в 1984 FESPA в Амстердаме. Однако в 1984 офис IMPA был переведен в Брюссель, где был преобразован в Intergraf и стал представлять своих членов в Европейском Союзе. Хотя Intergraf продолжал оказывать помощь секретариату FESPA, число его штатных сотрудников, работающих в этой сфере, были значительно меньше, и затраты в Брюсселе были значительно выше, чем в Лондоне.

 

К 1989 году фонды, доступные FESPA, обеспечивали работу лишь в течение ограниченного срока

 

Доступные FESPA фонды позволяли сотрудничать с Intergraf лишь ограниченный период времени, и этого не было достаточно для деятельности FESPA, включающей издание журнала FESPA, в том году впервые вышедшего в свет. Когда стало известно, что Дерек Даун, давний член совета директоров FESPA, покинет отрасль из-за того, что компания его партнера будет поглощена, Майкл Домбергер предложил ему занять должность генерального секртераря, и с одобрения генеральной ассамблеи FESPA тот принял должность. Все документы FESPA были перевезны из Брюсселя в новый офис в Рейгате, Суррей, в декабре 1989 года.

 

 

1990–2002 Новые задачи... Новые возможности

   

В начале 1990 Дерек Даун (генеральный секретарь) и Джой Аллсон в первый раз набрали штат на полный рабочий день, что позволило разрабатывать новые программы. Одной из них стал журнал. Он был основан в 1989 году Майклом Домбергером с целью, чтобы у каждого члена FESPA был свой номер журнала, из которого он мог бы узнать о деятельности FESPA, а также о том, что происходит в других ассоцациях. Дерек Даун взял на себя обязанности редактора. Журнал выходил дважды в год на английском, немецком и французском языках (позднее к ним добавился испанский).

 

Дохода от рекламы было недостаточно, чтобы покрыть расходы на издание журнала, и вплоть до 1993 года каждый выпуск был сильно убыточным. Чтобы решить эту проблему, в секретариат в январе 1993 года на должность менеджера по рекламе был приглашен Найджел Стеффенс, который добился успеха, и журнал стал приносить прибыль. В его обязанности теперь стала входить также организация семинаров и «Мини-FESPA». В январе 2000, когда планировалась отставка Дерека Дауна, Найджел Стеффенс был назначен генеральным секретарем с тем условием, что Дерек Даун продолжит выполнять ряд обязанностей, включая работу редактором в журнале, вплоть до декабря 2002 года. 

 

 

Ежегодное собрание секретарей

   

На Генеральной ассамблее FESPA в 1989 году были широко представлены скандинавские страны, чтобы оказать более сильное влияние на FESPA. В ответ на это генеральный секретарь организовал проведение с 1990 года ежегодного собрания секретарей ассоциаций. Эти собрания очень ценны для установления тесного сотрудничества между членами ассоциации и подготовки важных вопросов для рассмотрения их советом директоров FESPA и генеральной ассамблеи.

 

 

 

Члены FESPA из Восточной Европы

   

После поднятия железного занавеса осенью 1989 года в первый раз стало возможным свободное общение со странами Центральной и Восточной Европы.

 

Трафаретная печать довольно активно продолжала свое развитие и при коммунистическом режиме, особенно в текстильной промышленности, а также в таких отраслях, как электроника и керамическое производство.

 

Западноевропейские поставщики изделий, созданных с применением трафаретной печати, в странах Восточной Европы всегда вели дела с государственными агентствами. В этих странах возник интерес к новым возможностям, доступным в Западной Европе, особенно используемым при создании рекламных продуктов. Чехословакия в поздние 1960-е некоторое время, до событий 1968 года, была членом FESPA, она же стала первой страной, вновь присоединившейся к FESPA. За ней последовали Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Россия (Москва), Хорватия, Словения, Югославия и Турция. Впоследствии членство Чехословакии в FESPA было разделено на отделившиеся Чешскую и Словацкую Республики. Таким образом, за 12 лет количество стран — членов FESPA увеличилось с 14 до 26, а сейчас их 27 — вместе с самым последним членом, вступившим в FESPA в 2005 году — с Объединенными Балтийскими государствами.

 

FESPA оказывает непосредственную помощь новым членам через серию мероприятий «Мини-FESPA». Эта концепция была предложена Майклом Домбергером и удачно осуществлена президентами Ласселом Баррой и Мишелем Каза. Они создали информационные стенды о производимых оварах и организовални двухдневные семинары в Венгрии, Польше, Чешской Республике и Словении. ESMA оказывала серьезную поддержку этим мероприятиям, одновременно представляя в этих странах свои интересы.

 

Эти программы принесли финансовые и членские выгоды странам, где эти мероприятия проводились. В дальнейшем FESPA оказывала помощь в в обучении, приглашая для проведения тренингов финансовых инструкторов из Западной Европы в страны Восточной Европы и оплачивая их работу. 

 

 

Цифровой вызов

   

1990­­-е были периодом, когда цифровые технологии совершили всемирную революцию во многих отношениях. Для полиграфической отрасли изначально это было актуально для пре-пресса, где сегодня художественная работа почти исключительно осуществляется в цифровом формате. На выставке 1996 FESPA организовала двухдневные семинары, представляющие полиграфистам возможности и задачи цифровых технологий. В следующие четыре года организация семинаров продолжилась, их целью было подготовить полиграфистов к неизбежным грядущим переменам.

 

 

Выставки FESPA

   

После успешной выставки в Амстердаме в 1992 году FESPA намеревалась еще раз вернуться в Амстердам в 1996 году и воспользоваться услугами независимого организатора. Однако не было достигнуто согласие с организацией RAI в Амстердаме, и впоследствии было решено провести выставку в Лионе, Франция, где преимуществом была бы возможность привлечь новых посетителей из Франции, Испании и Португалии, где стремительно развивались рынки трафаретной печати. Вопреки первончальным сомнениям участников выставки, она оказалось очень успешной, с высокой посещаемостью и большим интересом со стороны цифровых компаний, впервые принявших участие в FESPA.

 

На последующих выставках в Мюнхене (1999), Мадриде (2002), снова Мюнхене (2005) и Берлине (2007), процент площадей, занимаемых цифровыми компаниями, продолжал увеличиваться с каждым разом, и это направление, по всем ожиданиям, продолжит развиваться в будущем.

Сейчас FESPA стала международным организатором выставок. Начато проведение мероприятий в Индии (2005 и 2007), а также в Бангкоге (планируется на 2008). В Амстердаме в 2006 году прошла первая выставка FESPA, полностью посвященная цифровым технологиям, следующая состоится в Женеве в 2008.

В заключение этой краткой истории FESPA хочется отметить, что сильная и влиятельная организация выросла из когда-то скромных начинаний. И это произошло благодаря дальновидности и инциативе «отцов-основателей», и их многолетней успешной деятельности во главе FESPA. Нельзя недооценивать вклад национальных ассоциаций и ESMA, ибо поддержка и интерес со стороны этих организаций, вселяют уверенность, что совет директоров FESPA всегда останется чутким к новым инциативам, подвигая FESPA к новым свершениям.

 

 

Приложение

   

Президенты FESPA 1962–2002

 

Р. Левиссон (Нидерланды) 1962–1968
Э. Мейсснер (Германия) 1968–1975
У. Рэймент (Великобритания) 1975–1979
И. Бэк (Нидерланды) 1979–1984
Д. Даун (Великобритания) 1984–1988
М. Домбергер (Германия) 1988–1992
Л. Барроу (Великобритания) 1992–1996
M. Каза (Франция) 1996–1999
С. ван ден Берг (Нидерланды) 1999–2000
M. Каза (Франция) 2000–2002
Рикардо Родригес Дельгадо (Испания)2002–2005
Хельмут Фрай (Германия)2005–2007
Андерс Нильссон (Швеция) с 2007

 

Генеральные секретари FESPA

 

Н. Шенкман (Нидерланды) 1962–1963
Б. de Die (Нидерланды) 1963–1977
Й. van de H?rst (Нидерланды) 1977–1978
Р. de Ruijter (Нидерланды) 1978–1981
Дж. Уилсон (Великобритания / Belgium) 1981–1989
Д. Даун (Великобритания) 1989–1999
Н. Стеффенс (Великобритания) 2000–

 

Обладатели награды FESPA Merit Award,
награжденные за выдающиеся заслуги в сфере трафаретной печати или деятельности FESPA

 

И. Бэк (Нидерланды)
В. Фрик (Германия)
Э. Хартфельд Йоханссон (Швеция)
Р. Левиссон (Нидерланды)
Й. Петерс (Бельгия)
Д. Даун (Великобритания)
Э. Хартведт (Норвегия)
M. Каза (Франция)

 

Выставки FESPA

 

Париж 1963
Цюрих 1966
Лондон 1968
Гамбург 1970
Амстердам 1973
Милан 1975
Амстердам 1979
Амстердам 1984
Амстердам 1988
Амстердам 1992
Лион 1996
Мюнхен 1999
Мадрид 2002
Мюнхен 2005
Берлин 2007

Мюнхен 2010

Лондон 2013

 

наверх

По материалам FESPA

Перевод Татьяны Резницкой