Главная
-> Публикации / СМИ
-> 2010
-> Олимпийский хет-трик, Сериграфия, Офис-кипсек — что общего?
Предисловие от редакции |
24 июня в Мюнхене были подведены итоги 16-й всемирной олимпиады полиграфистов FESPA Awards 2010. Победу в номинации № 1 третий раз подряд одержала уральская полиграфическая сборная, которую в 2010 году представляли:
Мастерская Василия Смелянского «РИГ Персона®» (Челябинск),
Производство Александра Корлыханова «Форт Диалог» (Екатеринбург).
Заместитель Полномочного представителя Президента РФ в УрФО Белецкий А.С. от имени Полномочного представителя Президента РФ в УрФО Винниченко Н.А. в официальных письмах выразил благодарности руководителям и трудовым коллективам компаний-чемпионов за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры. Мы публикуем материал, созданный специально для «ГОРОДА ПЕЧАТНИКОВ» непосредственными участниками этой замечательной победы.
УРАЛ — РОДИНА ОФИС-КИПСЕКА. 2003–2009 |
Собственно, очередная победа наших земляков на FESPA Awards 2010 — закономерный, но далеко не самый важный результат событий, начало которым было положено еще на рубеже веков, а кульминация пришлась на 2009 год — «ударный» кризисный. Именно тогда, в январе 2009, два «тяжеловеса» уральской полиграфии Василий СМЕЛЯНСКИЙ и Александр КОРЛЫХАНОВ подписали соглашение о намерениях, которое в декабре 2009 оформилось в партнерское сотрудничество. Среди целей и задач партнерства значилось «создание и отработка производственно-проектного комплекса инновационного полиграфического производства, способного к рентабельному функционированию в различных ценовых сегментах».
Речь шла об идее, сформулированной художником Василием Смелянским в самом начале XXI века и основывающейся на применении высоких стандартов класса «КИПСЕК» к промышленному полиграфическому производству. До этого момента в классе «КИПСЕК» (согласно п. 2.14.2—1 ОСТ 29.130—97, «кипсек» — роскошно оформленная книга/альбом. — Прим. ред.) в России и СССР выпускались лишь единичные раритетные издания. Новая концепция, которой автор (Василий СМЕЛЯНСКИЙ) дал название «ОФИС-КИПСЕК», начала воплощаться в реальную продукцию в 2003 году на базе типографии Владимира Романова «Интерполиарт» (Челябинск), в 2004–2007 прошла закалку и отточку в типографии «Адэкс-Принт» легендарного Анатолия Авлахова (Екатеринбург). И вот, в 2009, получила мощную поддержку Александра Корлыханова, принявшего решение о внедрении ноу-хау и отработке замкнутого производственного цикла инновационного направления. Что и было реализовано на базе типографии «ФОРТ ДИАЛОГ» (директор — Петр Елфимов, коммерческий директор — Алексей Русских).
НОУ-ХАУ. 2003–2010 |
Не имея доступа к технологиям проектирования сложных и художественных изображений под трафаретную печать (это самая охраняемая кастовая тайна — попробуйте найти хоть один материал или учебник кроме ликбеза по трафаретной запечатке футболок и общих слов о «последовательном вычитании цветов»), Василий Смелянский сначала «переоткрыл» методику, которая его полностью не устроила из-за чудовищной дороговизны. И разработал собственные методы и технологии. Он начал проектировать сложные и художественные изображения, не только ориентируясь на родные тона красок, перекрываемых для «чистоты жанра» белилами после каждой цветовой группы (желтой, красной, зеленой и т.д.), но также учитывая десятки оттенков, получаемых от наложения полупрозрачных красок друг на друга и на запечатываемую основу. При этом полностью игнорируя привычный трафаретный порядок — от светлого к темному, смело вводя самые непредсказуемые в наложении металлизированные краски (золото, бронзу, серебро) в качестве цветообразующих. В результате комбинации 6–15 красок (трафаретов) выбранных тонов он получает до сотни оттенков. То есть десяток трафаретных прокатов вместо сотни, что на порядок снижает стоимость печати по сравнению с традиционным подходом, а время на производство сокращает в разы. При этом возрастает финансовая, квалификационная и временная емкости художественно-проектной составляющей цикла, но они существенно ниже экономии, полученной на производственных затратах. Правда, сам этап проектирования переходит в разряд высшего искусства, но кто сказал, что жизнь развивается от сложного к простому, а не наоборот?
Описанный выше подход стал главным инструментом авторской концепции: производить полиграфию различного функционального назначения промышленными тиражами в классе «КИПСЕК». Что позволило внедрить в повседневный деловой обиход качественно новые артефакты корпоративной культуры, привнесло в офисную и деловую атрибутику эстетическое осмысление, повысило эффективность воздействия PR-КАМПАНИЙ, основанных на такой атрибутике. Именно объекты «ОФИС-КИПСЕКА» принесли автору и его партнерам многочисленные победы в самых престижных национальных и международных состязаниях полиграфистов, в том числе на 14-й (2005) и 15-й (2007) олимпиадах FESPA Awards.
Помимо безусловной корпоративно-имиджевой целевой направленности «ОФИС-КИПСЕКА», данное ноу-хау рассчитано на создание выдающихся произведений полиграфического искусства самой различной тематики, особенно патриотической. Именно патриотическая тематика требует новых ярких решений, отличных от безликих маркетинговых подходов в лубочном стиле. Но для отработки тестовых проектов в этом направлении — достаточно затратном и производственно емком — требовалась предпринимательская воля и производственная база. Согласитесь, на фоне крепчающего кризиса 2009 пойти на подобные эксперименты (даже планировать их!) могли только очень крепкие и уверенные люди, ощущающие в повседневной рутине непреодолимый зов будущего.
Такой производственной базой и такой предпринимательской волей обладает Александр Корлыханов, одна из самых заметных и ярких личностей уральского полиграфического сообщества.
ТЕСТОВЫЕ ПРОЕКТЫ, декабрь 2009 — май 2010 |
Кто делает полиграфические шедевры |
Мастерская Василия Смелянского «РИГ Персона®» и Производство Александра Корлыханова «Форт Диалог» |
В рамках внедрения новой полиграфической технологии применительно к произведениям искусства (СЕРИГРАФИЯ) и высокохудожественным объектам патриотической тематики были осуществлены два флагманских проекта (координаторы проектов — Александр Корлыханов, Василий Корлыханов, Надежда Рудых).
1 проект. ОБЪЕКТ БУК-АРТА ВС в виде функционального комплекта деловой атрибутики
Образец нового полиграфического и художественного жанра, в котором воплощены все авторские новации Василия Смелянского: стихография, виртуальная живопись, технологии СЕРИГРАФИИ и «ОФИС-КИПСЕКА». Главная прелесть заключается в том, что на привычных атрибутах делового обихода (ФОЛДЕР, БЛАНКИ, ВИЗИТКИ) органично размещены фрагменты картин и стихов. Именно такое художественное осмысление объектов реального мира и составляет содержание очень популярного ныне направления искусства — бук-арта, правда, предметы деловой атрибутики в качестве носителей бук-арта ранее не использовались. Сертифицированный тираж составил 165 комплектов (весь тираж -- 250), пронумерованных и подписанных лично автором. Именно этот объект бук-арта победил в номинации №1 всемирной олимпиады полиграфистов FESPA Awards 2010 (печать под руководством Петра Елфимова осуществили мастера типографии «ФОРТ ДИАЛОГ» Алексей Лахин, Юрий Лахин и Ольга Пьянкова при участии Василия Корлыханова).
Заключение художественно-технологической экспертизы
на печатное издание Объект БУК-АРТ ВС
2 проект. Издание ФРЕСКИ ПРАВДЫ
Раритетное издание в двух выпусках в виде настенного КАЛЕНДАРЯ на 20 месяцев (май 2010 — декабрь 2011), посвященное Великой Победе нашего народа над фашизмом. В основу визуального ряда издания легла авторская графическая интерпретация уникальных архивных фотоматериалов военных лет, предоставленных фондами Центра документации общественных организаций Свердловской области и Областного государственного архива Челябинской области, а также подлинных полос газеты «Правда» времен Великой Отечественной войны. Графическую многоцветную интерпретацию 22 архивных фотографий и 18 газетных полос Василий Смелянский осуществил при участии своей ученицы Маргариты Языковой. Каждое изображение разложили на составляющие цвета и спроектировали 290 трафаретов. Мастера Алексей Лахин, Юрий Лахин и Ольга Пьянкова по этим трафаретам последовательно наносили краску на листы тиража — раритетного с издательской точки зрения, но огромного для изданий подобного уровня и сложности. Проектный и производственный циклы работ велись параллельно и заняли без малого полгода.
О данном проекте, о его социальном аспекте и связанном с ним благотворительном деянии под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Н. А. Винниченко мы расскажем в следующем номере «ГОРОДА ПЕЧАТНИКОВ». Приведем лишь некоторые параметры 1 выпуска издания, выполненного полностью в технике СЕРИГРАФИИ.
- Габариты издания — 500 мм х 700 мм
- Двусторонняя печать, объем издания: 22 листа
- Общее количество печатных трафаретных слоев (форм) — 290
- Общее количество проектных трафаретных слоев (включая служебные трафаретные слои полутонов при наложении полупрозрачных УФ-красок друг на друга) — около 2000
- Тираж — 180 экземпляров
- Часть тиража отпечатана полностью на дизайнерской бумаге
- Modigliani verge cordenons black, 320 г/м2
- Остаток тиража отпечатан на дизайнерской бумагеDALI cordenon black, 285 г/м2
- (эти бумаги, обладающие рельефностью и повышенной «провальностью» красок, выбраны специально, как наиболее сложные для печати)
- Языки издания:русский и английский.
Экземпляры обоих изданий — «ОБЪЕКТ БУК-АРТА» и «ФРЕСКИ ПРАВДЫ» — вручены Президенту РФ Дмитрию Медведеву и Полномочному представителю Президента РФ в Уральском федеральном округе Николаю Винниченко.
FESPA–2010 |
На ФЕСПА–2010 присутствие кризиса ощущалось в каждой детали. Сократилось все: выставочные площади, число компаний-участников, самое главное — число посетителей. Для убедительности приведем сравнительные данные с предыдущей выставкой.
|
ФЕСПА–2007 |
ФЕСПА–2010 |
Место проведения |
«Мессе Берлин» (Messe Berlin) |
«Мессе Мюнхен» (Messe M?nchen) |
Кол-тво выставочных залов |
11 павильонов |
5 павильонов |
Приоритеты |
трафаретная печать — 4 павильона печать по текстилю — 2 павильона цифровая печать — 5 павильонов |
трафаретная печать — 1 павильон печать по текстилю — 1 павильон цифровая печать — 3 павильона |
Кол-во компаний-участников |
661 компания |
475 компаний |
Кол-во посетителей |
более 100 000 из 140 стран |
21 000 человек из 130 стран |
На результатах выставки не могло не сказаться и совмещение по времени с Чемпионатом мира по футболу. Футбол вне конкуренции. Футбол не знает кризисов. К чести руководителей ФЕСПА, необходимо отметить безукоризненную организацию выставки достижений в отрасли цифровой и трафаретной печати, основным вектором которой в 2010 году было заявлено новаторство. И не вина организаторов, что собственно новаторства мы не увидели. Это беда современной цивилизации эпохи постмодернизма: новых идей почти нет, есть осмысление, аранжировка и внедрение открытий ХХ века (сама парадигма и термин «постмодернизм» — тоже достояние ХХ века). А тут и там звучащее словечко «инновация» относится не к области научных и промышленных технологий, а к PR-шаманству, маркетингу и политтехнологиям.
Выставка ФЕСПА–2010 однозначно демонстрировала триумфальное шествие цифровой печати, это видно даже по соотношению занимаемых площадей (см. таблицу), которое резко возросло в пользу цифровой печати. Так ли это на самом деле? Или это отражение более агрессивного маркетинга цифровиков? Нашу точку зрения по данному вопросу мы изложим далее.
Мюнхен |
FESPA Awards. ПОСЛЕДНЯЯ ОТДУШИНА МАСТЕРОВ? |
Если не считать главное полиграфическое состязание планеты — FESPA Awards, кризис вымыл большинство сколь-нибудь значимых международных профессиональных состязаний мастеров-полиграфистов. Соревнования ушли в область объемов продаж. Остались, само собой, многочисленные дизайнерские и полиграфические платные «конкурсы», зарабатывающие на участниках и с удовольствием раздающие награды и дипломы вместо кассового чека.
Для участия в олимпиаде FESPA Awards 2010 было отобрано 450 работ в 22 номинациях. 6 номинаций относилось к цифровой печати. Основной блок состязаний — 16 номинаций в области трафаретной и промышленной печати. Каждая из этих номинаций (кроме одной — сериграфии) рассматривалась в двух подгруппах — растровая ТП и векторная ТП. Номинация №5 «Сериграфия» имеет только одну подгруппу — векторную, т.к. сериграфия не может быть растровой по определению.
Итого возможных наград (золотых, серебряных и бронзовых) в трафаретной печати предполагалось 93 (31 комплект), а в цифровой — 18 (6 комплектов). Награды же получили всего 78 работ из 450 заявленных (64 работы — в трафарете, 14 — в цифре). При этом в трех номинациях было вручено по два серебра или по две бронзы. Не присужденными оказалось 39 медалей, или 35 %.
Вот такой невероятно высокий уровень судейской требовательности. К примеру, в номинации № 1 «Печать по бумаге и картону» была присуждена всего одна награда на две подгруппы. Ее получила наша уральская полиграфическая сборная.
Олимпиада FESPA Awards 2010 подтвердила заслуженное и уверенное присутствие российских мастеров в элите мировой высокотехнологичной печати. Доказательством служат 19 медалей в 10 номинациях, заработанных российской «Большой четверкой», в состав которой на сегодняшний день входят:
- «Студия РЕЯ» Андрея Короба (Москва),
- компания «Миди Принт» председателя российской ассоциации трафаретной печати Артема Надирашвили (Москва),
- Мастерская Василия Смелянского «РИГ ПЕРСОНА®» (Челябинск) в содружестве с Производством Александра Корлыханова «ФОРТ ДИАЛОГ» (Екатеринбург)
- Студия «Скринпринт» Галереи искусств президента Российской академии художеств Зураба Церетелли (Москва).
К сожалению, на этой FESPA организаторы приняли драконовские меры по охране залов с экспозицией работ FESPA Awards. Вызвано это было, скорее всего, произошедшими на предыдущей FESPA 2007 похищениями работ-чемпионов. Тогда из залов украли работу В. Смелянского — накануне открытия выставки, а после официальной церемонии награждения — одну из работ А. Надирашвили (подробнее об этом см. в материале КАК ОЗОЛОТИТСЯ НА ФЕСПА). Также, видимо, свою лепту внесло и торжествующее шествие Его Величества Копирайта: съемки в залах были категорически запрещены даже самим авторам работ... После долгих уговоров организаторы разрешили нам сфотографировать что-нибудь один раз с разрешения автора. Наш друг и сотоварищ уже по третьей FESPA Андрей Короб ничего против не имел, как и против публикации в данном материале. Представляем три работы-победительницы (их было значительно больше) одного из самых выдающихся российских мастеров трафаретной печати Андрея КОРОБА .
Работы Андрея КОРОБА, победительницы FESPA Awards 2010 |
запись беседы с Вольным русским Мастером |
ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ была и остается самым высокотехнологичным, трудоемким и дорогим направлением современной полиграфии, сочетающим передовые достижения химии, нанотехнологий, ИТ и станкостроения с ручным трудом мастеров-печатников и художников-проектировщиков. Однако при нынешнем триумфальном шествии цифровой печати, освоившей все виды традиционных трафаретных красителей (сольвент, УФ и др.), создается вполне обоснованное впечатление о близком закате Его величества Трафарета и полном вытеснении с рынка в пользу Королевы Цифры. Но это не более чем маркетинговая иллюзия, или аттракцион, если хотите.
Аналоговое и даже цифровое телевидение не только не вытеснили Мистера КИНО, наоборот — обеспечили ему непререкаемое превосходство и коммерческий успех. При этом вооружив до зубов собственными технологическими откровениями. Так же и в полиграфии. Никакие дисплеи и голографии не вытеснят Книгу. Хотя переосмысление форматов и раздел территорий влияния неминуемы, да уже и идут. То же и с трафаретной печатью. Хочется напомнить короткую, но блистательную ее историю, ведь она достаточно молода: возникла в современном, технологическом смысле лишь в прошлом веке. Промышленное использование трафаретной печати в рекламной индустрии следует отнести к началу ХХ века (в 1907 выдан патент на сам процесс под названием «ШЕЛКОГРАФИЯ»). Но до сериграфии было еще далеко.
Настоящий «взрыв» произошел в тридцатых годах XX века, причем параллельно и, видимо, независимо на двух континентах сразу — в Европе и Америке. Поэтому, понятно, волнительная тема приоритета имеет разные трактовки. Так, например, в отечественных СМИ устоялся «европейский след». По этой версии, в конце 1930-х годов, экспериментируя с технологиями производства цветных шелковых платков, мастера парижского Дома моды «Гермес» открыли новый способ нанесения красок на ткань. Применяя специальное сито, ячейки которого в сотни раз меньше, чем у шелка, и появившиеся мелкодисперсные краски, способные проходить сквозь такие ячейки, они создали сериграфию, обладающую объемом и фактурностью за счет многократного (до 150 слоев) нанесения красок.
Эти работы стали отправной точкой для создания методом сериграфии авторских (факсимильных) копий изображений. Параллельно метод стал использоваться и для самодостаточного вида авторской печатной графики — эстампа. Результаты оказались настолько впечатляющими, что коллекционирование работ, отпечатанных способом сериграфии, стало престижным и весьма прибыльным занятием. Сериграфический метод тиражирования был признан искусствоведческим сообществом и стал сертифицироваться как предмет искусства наряду с уже существующими офортом, литографией и другими признанными техниками авторского тиражирования.
Не менее убедительна версия американского авторства сериграфического триумфа, аппелирующая к таким столпам шелкографии, как Гай Маккой (автор первой в США официальной выставки акварельных шелкографных эстампов в Нью-Йорке, 1938), Гарри Готлиб (вторая по счету выставка шелкографных эстампов, отпечатанных уже масляными красками, 1940), Гильберт Росс Тонг, Грайсон Сайер, Гарри Стенберг, Энтони Велонис, Макс Артур Кон. Более того, именно американец Карл Зигроссер на рубеже 30—40-х годов ввел в обиход термин serigraphy (сериграфия), который должен был позиционировать именно авторскую шелкографию в противовес обычному репродуцированию. Сей факт имел неоценимое значение для признания шелкографии искусством.
Впрочем, подробнее об исторической канве и сопутствующем сражении за приоритет рекомендуем прочитать в блестящей монографии Алексея ПАРЫГИНА «ИСКУССТВО ШЕЛКОГРАФИИ. ХХ век» (второе издание, Санкт-Петербург, 2010), откуда и приведены факты в защиту «американской версии». Это первое в России профессиональное исследование по данной теме. Речь о необходимости такого труда Василий Смелянский вел со многими искусствоведами страны начиная с 2005 года, но вот с Алексеем Парыгином, к сожалению, судьба не столкнула. Посему благодарность искусствоведу (и, судя по тексту монографии, практикующему художнику-шелкографу) от нас и всех причастных «к трафарету» озвучиваем хотя и заочно, но по-уральски искренне и «с приглашением».
На момент начала мирового кризиса в 2008 году репродукции и авторская печатная графика, изготовленные в основном методом сериграфии, по разным оценкам, занимали от 65 до 75% всего мирового арт-рынка! Цены на сериграфические оттиски примерно одинаковы во всем мире (включая Россию). Средняя стоимость нумерованной и подписанной автором копии, исполненной в технике сериграфии, — от 300 до 10 000 долларов и выше (цена варьируется в зависимости от автора оригинала: к примеру, сериграфии работ Сальвадора Дали стоят до 20 000 долларов). Существует и аукционный рекорд: сериграфия Энди Уорхола была продана за 17 400 000 долларов. Сразу оговоримся, что данные цифры приводятся в открытых источниках представителями арт-бизнеса (например, компании "Меридиан Арт"), авторы данной статьи проверить эти утверждения возможности не имеют. Хотя уровни стандартных цен на сериграфии подтверждаются многочисленными источниками и приводятся в выступлениях ведущих специалистов жанра, например, посетившего недавно Москву Мишеля Каза, члена Совета директоров Всемирной Федерации Асоциаций Трафаретной и Цифровой печати (FESPA), основателя Французской Ассоциации Трафаретной печати (GPSF) и Академии Технологий Трафаретной и Цифровой печати (ASPT).
Так вот. Кризисы, как и любые форс-мажоры, приходят и уходят, а человечество продолжает создавать и покупать искусство, ибо не ширпотребом единым... Только СЕРИГРАФИЯ смогла удовлетворить массовую тягу к обладанию авторскими произведениями, только СЕРИГРАФИЯ создала разумное, допускаемое и признаваемое людьми соотношение между тиражированием и авторской индивидуальностью в доступном для рядового потребителя ценовом диапазоне. Ни один человек не признает за цифровым тиражированием — сколь бы совершенным (вплоть до полной аутентичности) оно ни было — право называться авторским произведением или авторской копией. Это будет не более чем постер, в лучшем случае — авторский постер. С соответствующим ценовым порядком и местом в иерархии потребительских ценностей. (Справедливости ради следует упомянуть тиражирование, в том числе и цифровое, авторских фотографий, которое имеет собственную историю и собственную логику развития: цены на копии фотографий, подписанные лично автором, идентичны ценам на сериграфии и офорты.)
ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ, безусловно, сдаст свои позиции во многих видах массового производства, но создаст — и уже создает новые ниши, где будет царить вне конкуренции, как продолжает царить СЕРИГРАФИЯ на арт-рынке. Одной из таких ниш и становится созданное уральцами новое многоплановое направление современной полиграфии «ОФИС-КИПСЕК», у которого большие перспективы, у которого есть будущее. Главная проблема, которую теперь необходимо решить — научиться «продавать» новый формат, как в свое время арт-дилеры научились продавать сериграфию. А это уже тема для специалистов по продажам, ищущих нового и амбициозных в плане первенства, ведь, как уверяет родоначальник темы Василий Смелянский:
ОФИС-КИПСЕК не роскошь, а средство продвижения.
Что делают, выиграв третью FESPA? |
наверх |
Статья впервые опубликована в журнале «ГОРОД ПЕЧАТНИКОВ — print city» № 006 (014), август, 2010
фото по заказу ИП Смелянский В. Ю. Надежда РУДЫХ материал создан на основе интервью художественная обработка фото, дизайн Василий СМЕЛЯНСКИЙ
|
Перепечатки в интернете:
Материалы по теме:
|