Главная
-> Публикации / СМИ
-> 2003
-> «Халат власти», РЕЦЕНЗИЯ-ОТЗЫВ на работу В. Смелянского
Согласно авторской терминологии работа выполнена в технике «виртуальной живописи» (ВИРЖИ) с использованием абрисов постановочных съёмок. В приведенном определении метода присутствует оппозиция традиционное/новационное, существенная для любых языковых, в том числе – и художественно-языковых феноменов.
В данном случае, новационным является применение компьютерных технологий для создания живописного произведения. При этом, надо учитывать, что в искусстве формально-технологические новации неизбежно продуцируют новые общехудожественные подходы. Таким образом, ВИРЖИ, в авторском исполнении В.Смелянского, не только новационная художественная техника, как тактика организации некой новой структуры художественной информации. Но и, в определенном смысле, – новационная художественная стратегия, новая методика выявления художественных смыслов, ведущая к формированию специфического художественно-пластического языка.
Новационными компонентами художественного языка ВИРЖИ являются:
- Активная модернизирующая дерепрезентативность портретного изображения, выраженная самим названием картины и выявленная в основных принципах её пластического решения. Единственным основанием смыслового объединения в одной синтагме разведённых понятий «халат» и «власть» (в значении «официоз») является периферийная по отношению к основному семантическому ядру образа «Президент России» связь: «Путин» = «восточные единоборства». Также, возможен ряд примыкающих к этому прочтений смысла – спортивность, молодость, сила, энергичность и т.д. – сопутствующие процессу восприятия работы, модернизируя представление о «Главе государства».
- Программная цитатность. Типичная для современных художественных языков, она зачастую сопряжена с многообразием пародийных транскрипций – от прямого гротеска до скрытой, контекстуально-обусловленной иронии.
В данном случае, к компонентам так широко понимаемой цитатности можно отнести использование:
— Фотоизображения (лицо, фигура).
— Приёмов сюрреалистического критико-параноического метода Сальвадора Дали (пространство с включением шарообразных элементов, кисти рук).
— Многоуровневого самоцитирования (фрагментов собственной работы, собственных поэтических текстов).
— Подходов, генетически связанных со стилем Модерн (работа с контуром, сопоставление «объёмное-плоскостное»).
— Элементов стилистики японской гравюры.
Анализ новационных компонентов художественно-языковой структуры ВИРЖИ позволяет сделать следующий вывод:
1. базовые элементы этой структуры хорошо согласуются с аналогичными элементами стихографии – магистральноной линии литературно-поэтического творчества В.Смелянского.
2. выявленная языковая структура адекватна плюралистической мозаичности восприятия действительности, характерной для современного сознания.
3. традиционные приёмы (визуальная центричность композиции, уравновешенность формы и контрформы и др.) выступают в роли специфического стабилизирующего контекста. За счет сбалансированной диалектики традиционного и новационного расширяются художественно-образные возможности визуально-пластического текста, повышается его полисемантичность.
Из вышеизложенного следует, что В.Смелянским разработана уникальная в своем роде художественная технология, успешно развивающая синтезирующие тенденции современного пластического языка изобразительного искусства.
РЕЦЕНЗЕНТ:
Старший преподаватель
Кафедры истории и теории искусства ЧелГУ А.В.Шипицын
Наверх |