Публикации / СМИ
  

РЕЦЕНЗИЯ-ОТЗЫВ
на работу В.Смелянского «Халат власти»


текст 

Андрей ШИПИЦЫН 

 


РОССИЯ 2000: ХАЛАТ ВЛАСТИ, Василий Смелянский, стихографическая композиция

«РОССИЯ 2000: ХАЛАТ ВЛАСТИ», версия 01,

декабрь 1999 — октябрь 2010
Стихографическая композиция

в авторской технике виржи

(виртуальная живопись)
(размер 630 х 910 мм)
автор Василий СМЕЛЯНСКИЙ
(версия создана на основе одноименной авторской работы 1999 года)

 

 

Подробнее о картине

«РОССИЯ 2000: ХАЛАТ ВЛАСТИ» >>

Главная -> Публикации / СМИ -> 2003 -> «Халат власти», РЕЦЕНЗИЯ-ОТЗЫВ на работу В. Смелянского




2003-06-03


 

 

Согласно авторской терминологии работа выполнена в технике  «виртуальной живописи» (ВИРЖИ) с использованием абрисов постановочных съёмок. В приведенном определении метода присутствует оппозиция традиционное/новационное, существенная для любых языковых, в том числе – и художественно-языковых феноменов.


В данном случае, новационным является применение компьютерных технологий для создания живописного произведения. При этом, надо учитывать, что в искусстве формально-технологические новации неизбежно продуцируют новые общехудожественные подходы. Таким образом, ВИРЖИ, в авторском исполнении В.Смелянского, не только новационная художественная техника, как тактика организации некой новой структуры художественной информации. Но и, в определенном смысле, – новационная художественная стратегия, новая методика выявления художественных смыслов, ведущая к формированию специфического художественно-пластического языка.


Новационными компонентами художественного языка ВИРЖИ являются:

      • Активная модернизирующая дерепрезентативность портретного изображения, выраженная самим названием картины и выявленная в основных принципах её пластического решения. Единственным основанием смыслового объединения в одной синтагме разведённых понятий «халат» и «власть» (в значении «официоз») является периферийная по отношению к основному семантическому ядру образа «Президент России» связь: «Путин» = «восточные единоборства». Также, возможен ряд примыкающих к этому прочтений смысла – спортивность, молодость, сила, энергичность и т.д. – сопутствующие процессу восприятия работы, модернизируя представление о «Главе государства».
         
      • Программная цитатность. Типичная для современных художественных языков, она зачастую сопряжена с многообразием пародийных транскрипций – от прямого гротеска до скрытой, контекстуально-обусловленной иронии.

 


В данном случае, к компонентам так широко понимаемой цитатности можно отнести использование:

Фотоизображения (лицо, фигура).

Приёмов сюрреалистического критико-параноического метода Сальвадора Дали (пространство с включением шарообразных элементов, кисти рук).

Многоуровневого самоцитирования (фрагментов собственной работы, собственных поэтических текстов).

Подходов, генетически связанных со стилем Модерн (работа с контуром, сопоставление «объёмное-плоскостное»).

Элементов стилистики японской гравюры.


Анализ новационных компонентов художественно-языковой структуры ВИРЖИ позволяет сделать следующий вывод:

1. базовые элементы этой структуры хорошо согласуются с аналогичными элементами стихографии – магистральноной линии литературно-поэтического творчества В.Смелянского.

2. выявленная языковая структура адекватна плюралистической мозаичности восприятия действительности, характерной для современного сознания.

3. традиционные приёмы (визуальная центричность композиции, уравновешенность формы и контрформы и др.) выступают в роли специфического стабилизирующего контекста. За счет сбалансированной диалектики традиционного и новационного расширяются художественно-образные возможности визуально-пластического текста, повышается его полисемантичность.


Из вышеизложенного следует, что В.Смелянским разработана уникальная в своем роде художественная технология, успешно развивающая синтезирующие тенденции современного пластического языка изобразительного искусства.



РЕЦЕНЗЕНТ:

Старший преподаватель
Кафедры истории и теории искусства ЧелГУ А.В.Шипицын

 

 Наверх