Публикации / СМИ
  

Вольный русский Мастер Василий СМЕЛЯНСКИЙ


текст


Н
аталья ЛЕОНТЬЕВА

Василий СМЕЛЯНСКИЙ

РОССИЯ 2000: ХАЛАТ ВЛАСТИ, Василий Смелянский, стихографическая композиция


Стихографическая композиция
«РОССИЯ 2000: ХАЛАТ ВЛАСТИ»

версия 01
(размер 630 х 910 мм).
Создана Василием СМЕЛЯНСКИМ

в авторской технике виржи

(виртуальная живопись)

в декабре 1999 — октябре 2010
(версия создана на основе

одноименной авторской работы 1999 года).

 

 

 

версии и текст  

стихографии  

«Россия 2000. Халат власти»

в Галерее ВС  

Главная -> Публикации / СМИ -> 2001 -> «Вольный русский Мастер Василий СМЕЛЯНСКИЙ»




2001-02-01


 

 

Одна из недавних телепередач местного вещания  была посвящена художнику Василию Смелянскому, работающему сейчас в Челябинске. Лейтмотив передачи — необычная картина,  главный персонаж которой — Президент России. Популярность этой картины давно вышла за пределы Южного Урала, где она и была написана. 

 

 

 

 

Безусловно, изображение Владимира Владимировича Путина, созданное Василием Смелянским, традиционным не назовешь. Нет привычного для этого жанра официоза, сосредоточенности лица, парадного облачения. Нет ничего от тех портретов вождей, которые украшали в прежние времена стены любых учреждений. На картине — молодой человек с улыбкой сфинкса, одетый в немного странное одеяние, напоминающее не то кольчугу, не то кимоно, не то облачение азиатского владыки, разглядывает виртуальные шары, видя в них нечто, сокрытое от непосвященных. Глаза Президента, в жизни голубого цвета, на картине — темные, что придает взгляду особую глубину. Руки накрыты элементом какой-то другой картины, где отчетливо видны остовы древних крепостей и люди, несущие на себе кресты. Разруха... Варварство... Не находящие себе места апостолы, еле заметной цепочкой бредущие в глубине. «РОССИЯ 2000: Халат власти». Так называется полотно. Одеяние Президента состоит из маленьких, сведенных воедино фрагментов. При увеличении видно, что каждый фрагмент — это точно такая же фигура в миниатюре. Поза сразу навевает мысли о восточных единоборствах, когда казалось бы расслабленное тело мгновенно может превратиться в монолит стальных мышц. В картину «вписаны» стихи самого Мастера:


...все зависит от нутрянного глаза —

от собственного глубинного зрения:
как посмотришь на ход вещей,
с какой колокольни зазвенит твоя нота,
в каком унисоне осознаешь свою блуждающую сущность...

 

 

 

 

 ...Многие творцы как прошлых, так и современных лет берут псевдонимы. У «вольного русского Мастера» — как значится в ИНТЕРНЕТЕ — Василия Смелянского такой нужды нет. Его фамилия ярка и говоряща. Она уже содержит в себе кредо для творчества и созидания. Внешность творца соответствует его произведениям: так, наверное, выглядел бы Булгаковский Мастер в период творческого расцвета, когда искал не покоя, но бури. Да и сам Василий определяет себя прежде всего, как поэта и литератора (двадцатилетие творческой деятельности Мастера отмечали в прошлом году). Писать картины он начал около трёх лет назад, будучи, правда, «книжником до мозга костей» — то есть создателем и издателем изысканной полиграфии с двадцатилетним стажем. Написано уже более сотни картин, более пятидесяти находятся в частных и корпоративных коллекциях (это за два-то года!). Стиль его исходит не от живописи. Сначала появилась стихография — главное открытие жизни Мастера. Это особое, рассчитанное до миллиметра по законам психологии восприятия, расположение поэтических «синтагм» (смысловых единиц), — «предикатная поэзия», как её называет автор. Строки могут стоять в конце страницы, быть размещенными по диагонали и вертикали, неожиданно пересекаться между собой. Но не для красоты и необычности, а в строго определенном месте, где они «ложатся» наиболее гармонично, соответствуя смыслу и внутреннему содержанию и, в первую очередь, восприятию читателя. Главное — глубочайшее уважение к читателю и его внутреннему миру. Поэтому стихографию и называют «поэзией управления», способной влиять на подсознание человека, жанром, не имеющим аналогов в мировой практике. Недаром стихография пользуется понятным интересом у специалистов выборных технологий, преподавателей и менеджеров, а созданная Василием Смелянским совместно с телепродюсером Натальей Козаковой Студия ПРЕМЬЕР СК заняла пустующую в Челябинске нишу элитных рекламно-имиджевых технологий.

 

 

 

 

Визуальным вариантом стихографии явилась уже виртуальная живопись.

 

Виртуальные картины Василия Смелянского поражают, прежде всего, скрупулезным отношением к деталям. Каждый штрих, каждый мазок — итог долгого поиска. Нужно сказать, что все свои произведения Мастер создает не привычным способом, пользуясь кистями и красками, а при помощи компьютера, используя его как новый вид «мастихина», что ничего общего не имеет с так называемой «компьютерной графикой». Компьютерная графика всего-лишь демонстрирует возможности умных программ, никакого отношения к искусству не имея. Виртуальная живопись Василия Смелянского вызывает изумление самих создателей этих программ: они просят доказать, что всё это нарисовано в компьюетере, на их прграммах, а не сканировано с рисованного изображения. Виртуальные образы переносятся по дорогостоящим технологиям на специальные холсты, не более чем в пяти версиях (что подтверждается сертификатами), — одна из них остаётся в собственности самого автора.

 

В работах Мастера каждый видит те образы, какие подсказывает ему именно его сознание. Вы не найдете у Смелянского «разжеванных» сюжетов. До понятия каждой картины нужно доходить самому. Один человек, лишенный дара живописи, но остро чувствующий её сущность и «нутро», так отозвался о виртуальной живописи Смелянского: «Секрет китайской кухни состоит в том, что ты не знаешь из чего и как именно приготовлено блюдо, однако оно получается изысканным. Здесь так же — технология и замысел остаются загадкой, однако результат поразительный».

 

 

 

 

Нужно отметить, что все, созданное Василием Смелянским, является элементом монументального проекта «ТЕТРАГЕДДОН», где виртуальная живопись сочетается со стихографией.

 

Но вернёмся к картине, которая стала, пожалуй, визитной карточкой Мастера — изображению Владимира Путина, и послушаем самого автора.

 

«...в принципе, я ведь писал вовсе не портрет... Я задумал картину «РОССИЯ 2000: Халат власти» в июле 99 года. Имелась в виду именно «оболочка», символическая «одежда» российской власти. И на полотне была только она (причем халат был совсем другого «покроя»). Это был собирательный образ обнищавшей и полуразрушенной страны, мающейся от безвластия и готовой «отдаться» любому дерзнувшему, для которого щедрая на любовь и обожание держава (ещё пока держава!) приготовила воистину азиатский трон. А Влад. Влад. просто сам собой «влился» на картине в этот «халат»... Плохонькое фото Влад. Влада откопалось в Интернете, — уже только в декабре, и это было то, что надо! С этого снимка и «вытащил» абрис, характер... Я вообще не делаю портреты — я пишу картины: там люди живут как герои, персонажи... Почему Влад. Влад., а не, скажем, БН или дядя Жир? Не знаю. «Вписался» в халатик только Путин, и «вписался» крепко так, обстоятельно...

 

В принципе не ставил я целью предугадывать политические события, — это мне, как художнику, не интересно. Просто зело «под костюмчик» подходил...»

 

«...в первую очередь — сочувствие герою картины: такому наследству не позавидуешь. Это вам не упакованную в целлофановый шарм Америку заполучить, сияя техасским белозубием. В России трон — и крест, и каторга...»

 

«...первая версия «РОССИИ 2000» висит у одного из руководителей спецслужб РОССИИ. Все права на три других версии принадлежат партии «Единство». Одна из них подарена Петру Сумину, одна — кому-то из центрального руководства партии, одна — в кабинетах Челябинского отделения партии «Единство»... Видел ли картину Сам? Говорят, видел. Говорят, был доволен... Оно и ладно».

 

«...я вытаскиваю «корневое», «нутряное» из характера человека. Или характера обстоятельств. Путин меня интересовал именно как человек обстоятельств. Он император. А император не принадлежит себе. Он принадлежит обстоятельствам...»

 

«...говорят, я делаю людей красивее... Конечно! Потому как меня интересует суть, нутро, драматургия человека, его «вектор жизни». А не бородавка там или третий подбородок. Ведь в жизни все эти мелочи не заметны, точнее — не воспринимаются, ибо человек — не статика, а постоянное движение. Жизнь — это жест и мимика. Но картина-то статична!.. Так представьте себе — народный артист, символ России, легенда и драма, и — бородавка. Несовместимо. Народ видит бородавку, и — всё! Ничего кроме бородавки. До какой уж тут философии. Там где есть бородавка, там для философии нет места... Таков нутряной взгляд народа. Увы...
Вот почему я рисую человека таким, каким он был задуман, если бы не эта дерьмовая жизнь... А уродства и в самом нутре человека предостаточно, помимо всяких бородавок».

 

«...к политике? Достаточно безразлично. Власть — это болезнь, которой болеет человечество с самых с библейских времён. Это наш крест, наше наказание за выбор технотронного пути развития, поперёк всем этическим и нравственным нормам, поперёк природы бытия. На этом пути власть и иерархии — любые! — процесс неизбежный. На этом пути, кстати, Homo Sapiens уже проиграл, поскольку возомнил себя «старшим братом» биосферы, той самой приставкой «ноо» в понятии «ноосфера». А сама ноосфера не прощает подобных амбиций...»

 

«...Путин? Думаю, «халат власти» долго не будет пустым. Ситуация в России аналогична эпохе Рима начала новой эры при начале правления императора Августа. Правда, наш «император» ещё не научился превращать любой промах в победу, так какие его годы! Не его в том вина. Тут как в одном из моих рекламных сценариев: медведь пишет письмо: «Дорогая мамуля! Живу хорошо, по-людски... Но если бы ты знала, среди какого зверья жить приходится!» ... Президент живёт и правит не в Швеции какой-нибудь, а в России, понимаешь».

 

«...говорить о России ХХI века как о новой империи? В сущности, да. Россия переживает, по определению Льва Гумилева, «золотую осень». Гражданские войны остались в прошлом, на смену приходит «жёстко управляемая стабильность». А это расцвет искусств, ремёсел, потому как жизнь «материальная» во главе с Его Величеством Обывателем ставится на первое место. Надрывная идеология предыдущего периода (именуемого в теории этногенеза как «фаза надлома») сменяется на идеологию «тихого комфорта», «успеха без особенного риска», особенно для жизни. А эту идеологию может обеспечить только имперская власть, опять вспомним Рим Августа. А общество, в обмен на пышную «золотую осень» выдаст любой мандат верховной власти, закроет глаза на любые действия супротив «неуемного» меньшинства заради благоденствия большинства... И это время расцвета Мастеров и технологий, ибо кто же ещё обеспечит без риска-то для жизни приток денег, продукта, роскоши?.. Сейчас самое начало, всё «кино» впереди. Между прочим, всё тот же Август правил более тридцати лет, и иначе, как Золотой эпохой Римской империи эти годы и не называют...

 

Все это верно лишь в том случае, если мы «проскочили» фазу надлома, сохранившись как суперэтническая целостность — российский суперэтнос, и продолжаем в таковом качестве свой исторический путь. А вот по этому поводу у меня большие сомнения. Более того, я твердо убежден в обратном. Происходит рождение и формирование нового суперэтноса из осколков предшествующего, и впереди — долгая и захватывающая фаза пассионарного подъема, при условии, что нам не помешают состояться «добрые» соседи, да и сами не оплошаем. Ровно в такой же ситуации находятся и двое родненьких «братишек», одновременно с нами явивших себя миру — новорожденные казахский и украинский суперэтносы...

 

Однако, такая постановка вопроса не находит отклика и сочувствия, оно и понятно, о таких вещах начинают говорить открыто лишь «по факту», лет через 200 — 300. Кто ж добровольно откажется от такого раскрученного брэнда — «российский суперэтнос»!? Кто же в здравом уме и памяти «явится с повинной»: мол, собственноручно закопал в землю еще теплый труп «российского суперэтноса»!? И место-дату злодеяния обозначит: Беловежская пуща, 8 декабря 1991. Кому же приятно сознавать: что все мы уже — «не то», и пока — «невесть что», и путь наш во мраке, — будет ли, нет ли, то никому не ведомо. Лично я уверен: «сдюжим» как всегда, как предки наши — с ярым посвистом, хитрым прищуром, ослепительным величием... Но то всё — в будущем. А люди хотят жить в настоящем...

 

Видимо, я единственный, кто обозначил суть происходящего в таком ключе, назвал вещи своими именами, писал об этом и озвучивал в теле-радио-эфирах. Сама идея сформировалась окончательно в новогоднюю ночь Миллениума (с 31 декабря 1999 на 1 января 2000). — После выступления Президента РФ Бориса Ельцина о своей отставке и передаче полномочий Владимиру Путину появилась твердая уверенность: «точка невозврата» пройдена и становится отныне «точкой отсчета», Бог дарует нам всем — россиянам — шанс и возможность быть единым целым. Если, конечно, не оплошаем... Но кому такая идея нужна из ныне живущих? Да и верна ли она?.. А посему, «для ясности», забудем сказанное, пусть будет — Золотая осень российского суперэтноса, пусть будет пышная, обеспеченная и мудрая старость...»

 

«...нет и нет. Жесткая имперская централизация, если она «умная», подразумевает весьма полновесную независимость и самоуправляемость отдельных «ханств». Так было при всех «умных» империях, так происходит и сейчас. Например, республика Татарстан, некоторые области, в которых губернаторы крепко держат власть в руках. Да Южный Урал, в конце концов...»

 

«...Москва? Большой бордель, это я вам как москвич говорю. Сам я там жить не желаю и не живу вот уже сколько лет, родителей только бросить этот вертеп уговорить не получается...

 

Только какие-то карьерные вопросы решать, но не жить, Для жизни воздух нужен. Родной воздух. Все мои друзья юности живут за рубежом, и неплохо живут. А мне это не интересно. Я русский Мастер. Я даже читать лекции в Техас не поехал, потому как они мне по фене, а деньги я и здесь заработаю... А Москва это не Россия. Россия начинается за 101 километром московского кольца. А что внутри этого кольца — духовная провинция. Вот почему, пятнадцать лет странствуя по своей стране, я таки выбрал родину себе в унисон — Южноуральское ханство. У меня, кстати, и сын здесь растёт. Это чудесная земля, это край Мастеров. Здесь их на квадратный свантиметр площади больше чем в России, про обиженный потенцией Запад уж и не говорю (кроме разных Силиконовых долин, где скупают мозги, как спортклубы — форвардов). Эти самые творцы и есть настоящее достояние губернии. Даже в экономическом плане их умения могут перекрыть доходы полуобанкротившихся заводов и истощённых недр. Это при умном использовании потенциала. В мире целые регионы живут за счёт одного-двух Мастеров или их имён, там целая индустрия работает на этом. А здесь, при таком созвездии, при живых классиках вроде лучшего рисовальщика мира Мишина?..

 

Фабриканты-то уральские до революции перед Мастерами шляпы снимали, хоромы им ставили, считали за честь детьми породниться. Потому как понимали, кому обязаны миллионами несуразными...»

 

«...не быть такими серьёзными, чего ещё пожелать могу. Нельзя к этому «театру» — всерьёз. Надо делать всё основательно, но с улыбкой и самоиронией, а не одноразово при полном параде и расфуфыренности. Веселее и добрее. В России только смех и доброта выжить позволяют. Вопреки всему».

 

Вот на этой «пафосной» ноте и закончилась моя беседа с вольным русским Мастером Василием Смелянским. Возвращаясь в редакцию, я подумала, какой он все же удивительный человек: за художественными оборотами его речи и неординарным мышлением, которые присущи людям искусства, скрывается прагматическое и точное видение многих происходящих в нашей стране явлений. Наверное, эта отличительная черта, как и наитие свыше, и предвидение будущих событий, характерна для всех русских творцов — художников, поэтов, литераторов. И действительно хочется, чтобы «золотая осень», о которой говорил Василий Смелянский, стала новой вехой в развитии русской культуры.


 Наверх

 

Впервые опубликовано с незначительными сокращениями в журнале «НЭП» № 1 (Челябинск), февраль 2001 год.

Статья сопровождалась цветными полосами с репродукцией стихографической картины ВС «РОССИЯ 2000: Халат власти» и автопротретом ВС из триптиха «П О Р И. Под обломками рухнувшей империи».

На обложке журнала была помещена картина ВС «СITY. И вот смотрю на город...».

На отдельной полосе цитировалось стихотворение ВС «КОЕ-КАКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ И ЛЮБВИ».

Начиная с №1 за 2001 журнал НЭП стал выходить в новом дизайне, концепцию и шаблонный оригинал-макет которого разработал ВС. 

 

фото по заказу ООО «Культурное наследие», ООО «РИГ Персона®»

А
лександр СОКОЛОВ

 

материал создан на основе интервью

с В. СМЕЛЯНСКИМ

 

художественная обработка фото, дизайн

Василий СМЕЛЯНСКИЙ

 

© Текст, Леонтьева Н., Смелянский В.Ю., 2001
© Стихи, картины, Смелянский В.Ю., 1999—2010
© Фото, ООО «РИГ Персона®», 2005—2009

   

Перепечатки в интернете:

  • -
  • -

 

Материалы по теме:

  • -
  • -