Публикации / СМИ
  

О Президентах, Масле, «Капусте»,
Российском суперэтносе
и гигантском Лохотроне по прозвищу «Реклама»

беседы с Вольным русским Мастером Василием СМЕЛЯНСКИМ


текст
Василий СМЕЛЯНСКИЙ


по заказу
Студии «ПРЕМЬЕР СК» 

«РОССИЯ», скульптура Лаверецкого. Фотокартина СМЕЛЯНСКОГО — СОКОЛОВА, 2007


«РОССИЯ», бронзовая копия скульптуры Н.А. Лаверецкого (1896), установлена на Челябинском вокзале ЮУЖД. Фотокартина Василия СМЕЛЯНСКОГОАлександра СОКОЛОВА, июнь 2007

 
Главная -> Публикации / СМИ -> 2000 -> «О Президентах, Масле, «Капусте», Российском суперэтносе и гигантском Лохотроне по прозвищу «Реклама»




2000-03-01


 От редакции «Премьер СК»

 

Данные тексты являются воспроизведением некоторых типичных вопросов-ответов и тем из многочисленных интервью, сюжетов и фильмов о Василии Смелянском, выходивших в эфир на центральных, южноуральских и других региональных российских телеканалах и радиостанциях в 1996 — 2000 годах.

 

Для удобства восприятия различные высказывания В. С. выстроены в воображаемую связанную беседу (без соблюдения реальной хронологии высказываний) с неким воображаемым Журналистом, который является собирательным образом. В реальной жизни творчество Василия Смелянского освещали практически все значимые тележурналисты Южного Урала (например, Ирина ДУРМАНОВА, Татьяна ЕНГОЯН, Ирина КОЛОМЕЙСКАЯ, Лариса ОКУНЕВА, Ульяна СОЛОПОВА, Вячеслав ХОЛМС, Светлана ШИШКИНА, Александр ЮРИН и др.), многие журналисты центральных и региональных каналов.

 

Прямая речь В.С. в текстовом формате практически не подвергалась правке, максимально сохраняя экспрессию и эмоциональную окраску студийных бесед и прямых эфиров.

 

Краткая информация:

Студия «ПРЕМЬЕР СК» — основана Василием Смелянским и телепродюсером Натальей Козаковой в декабре 1998 года для реализации масштабных художественных и социальных проектов, в первую очередь — проекта ЗЕМЛЯ МАСТЕРОВ,
направленного на возрождение статуса «МАСТЕР» как главного духовного, экономического и исторического достояния Южного Урала и России в целом. Студия является ВОЛЬНЫМ негосударственным объединением Мастеров.

 

Наталья КОЗАКОВА — телепродюсер, со-руководитель Студии «ПРЕМЬЕР СК», организатор работы рекламных отделов ряда телекомпаний, работает со всеми крупнейшими телекомпаниями Южного Урала и представительствами Центральных российских Каналов.

 

 

Глава 1. о МАСЛЕ и МАСТЕРЕ

   

 

Журналист: Василий, я держу в руках эффектно оформленный брикет «Масло Сладкосливочное Коровье». И читаю: «Дизайн, имиджевая поддержка — Василий Смелянский, студия ПРЕМЬЕР СК». На всех крупнейших региональных телеканалах демонстрируются рекламные ролики этого продукта под музыку Георгия АНОХИНА... Вы довольно модный художник, известный поэт и так далее, и так далее. Георгий АНОХИН не менее известный композитор, музыкант и прочая, и прочая. И вдруг — масло!?

 

В.С.: А что, очень даже вкусное масло. Наше, родное, и цена, знаете ли, вполне бутербродная. А если серьёзно, то ведь «ПРЕМЬЕР СК» занимается, и даже очень, имиджевыми, рекламными и выборными технологиями. На сегодняшний день это всё — реалии жизненного ландшафта (чувствуете глубину трагедии?), именно эти реалии составляют псевдо-культурный бульон, в котором варятся и взрослеют наши дети... Варят этот бульон, в основном, агрессивные дилетанты, духовные уроды или недоумки, млеющие от наукообразной чуши типа «брэндинг» и «нэйминг»... Отдавать наших детей на откуп всему этому мусору?.. Поэтому я — «на передовой»... Битву со всей этой мерзостью уже не выиграть, но и без боя сдать бастионы — не в наших традициях.

 

А с маслом получилась довольно занятная история.

 

В городе несколько крупных фирм, поделивших рынок фасованного сливочного масла (точнее сладкосливочного, всю жизнь ел, а не знал, что — сладкосливочное). Каждому, вероятно, знакомо это обычное советское масло в виртуозно-безликих брикетах по 200 грамм, типологический продукт Золотой Эпохи Застоя. На самом деле никто не производит именно такой сорт, единого производства по единому рецепту как бы и нет. Есть закуп у разношёрстного производителя, отбор по качеству, фасовка, оптовая реализация. Так же делали и в советские времена, только поставщиками были не фермерские хозяйства, а совхозы. А имидж безликого народного масла создавала гениальная по серости Госторговля.

 

Правда, в советские времена «отбор по качеству» означал именно то, что означал, апеллируя к ГОСТу и «Моральному кодексу строителей коммунизма». Сейчас «отбор по качеству» следует понимать так: разбодяжить сливочное масло маргарином, животными и растительными жирами, или жирами морских тварей, сообразно собственной фантазии, то есть ТУ.

 

Естественно, нынешние масло-фирмы не собираются отказываться от столь раскрученного образа «народного» продукта. Особенно на фоне глобальной ностальгии по имперскому прошлому и всенародного отторжения импортной дряни в целлулоиде.

 

Понятно, что на этом «масляном» рынке до последнего времени никто не занимался пиаром самого товара, срабатывала «шкурная» психология: вкладывать деньги в рекламу «народного» масла значило «лить деньги» на мельницы и всех фирм-конкурентов... Первыми «взыграли» наши клиенты — фирма НИТА. Её основали Павел ЛИФАНОВ и Евгений ЗАМЯТИН. Выходцы из технической интеллигенции советской школы. То есть люди вдумчивые и решительные... Так родилась концепция нового образа хорошо известного товара.

 

Журналист: Я знаю, что с «ПРЕМЬЕР СК» сотрудничают лучшие специалисты самых разных направлений. А кто, кроме Вас, Натальи КОЗАКОВОЙ и Георгия АНОХИНА, принимал участие в создании образа Масла Сладкосливочного?

 

В.С.: Цвет, тяжеловесы, сливки, настоящие профи. Видеоряд роликов по моим эксизам делал художник Алексей ГАЛЕЕВ. Звуковые треки создавал саунд-продюсер Азат ГАЛЕЕВ, кудесник и поэт звука. Голос персонажа НИТАСа озвучивал неподражаемый актёр Александр БАРОК. Команда, как видите, регионально-звёздная.

 

 

Глава 2. о «ПРЕМЬЕР СВ», «ПРЕМЬЕР СК» и безбашенном времени

   

 

Журналист: Отвлечемся от масла... Что значит «ПРЕМЬЕР СК»?

 

В.С.: Название всем наверняка напомнит гремевшую в свое время фирму Премьер СВ. Это не случайно. Когда-то, в конце 80-х, волею судьбы я оказался причастным к рождению чудо-юдо по имени «отечественный шоу-бизнес». Выглядело это так. С группой товарищей мы создали первый в стране концертный кооператив. Провёли первые в СССР (не считая туманного времени НЭПа) легитимные частные, негосударственные гастроли (нашумевшая история с приездом рок-групп АКВАРИУМ и АЛИСА в Челябинск в ноябре 1987). Благодаря этому я вдруг оказался весьма уважаемым человеком в отечественных артистических кругах, и был приглашён выдающимся отечественным продюсером и музыкантом Стасом НАМИНЫМ для создания Московского Музыкального Центра (ММЦ Стаса НАМИНА). В чем и принял самое активное участие, но эта другая история. А упомянул к тому, что в конце 1987 года кроме нас организационно и юридически оформляли «роды» советского (российского) шоу-кошмара ещё только в одном месте: Досуговом Центре Сергея ЛИСОВСКОГО. Тот самый будущий «ЛИС?С», а позже — группа компаний «Премьер СВ». Некоторые проекты осуществляли сообща: центр Стаса НАМИНА предоставлял для дискотек ЛИСОВСКОГО в ОЛИМПИЙСКОМ звуковую аппаратуру и музыкальные коллективы (таких коллективов в ММЦ состояло около 40)...

 

Лис работал с множеством самых разнопланово одаренных и талантливых людей, явивших стране и миру феерию откровений зачинающейся шоу-фантасмагории (это говорится с уважением и сарказмом одновременно и порознь). В том бурлящем адском котле и зачат был прообраз оттяжной российской рекламы в стиле Премьер СВ, напрочь игнорирующей навязываемые из-за бугра тупо-лобные методы пиара... Вся страна хохотала и сочувствовала искрометному юмору и почти мальчишескому нахальству рекламных стратегий «Премьер СВ». Дальнейшая история общеизвестна — кончилось (и кончилось навсегда) сверхмонополией под именем ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ, пожравшей почти всё информационное пространство страны...

 

В память о бесшабашном (или — безбашенном?) времени, которое не мы выбирали, но оно — нас, в знак уважения к тем безудержно пассионарным людям, еще не ведающим тоскливых путей своих (и родины), я и назвал студию — «ПРЕМЬЕР СК». А «СК» означает «Смелянский — Козакова». Так вот простенько и незатейливо... Но это не юридическое обозначение, не товарный знак, а коммерческое название. Для юридических и имиджевых целей у нас есть ООО «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ», Общественная организация «Российский Фонд «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ». А дополняя этот джентльменский набор, в разработке — новая торговая марка, о которой пока задавать вопросов не стоит.

 

 

Глава 3. о РЕКЛАМНОМ ЛОХОТРОНЕ и эстетике Века Дурака, Выбирающего Пепси

   

 

Журналист: Я знаю, что имиджевым конструированием вы занимаетесь с юности. Собственно, сам термин «концептуальное проектирование» придуман Вами в середине 80-х. Также я знаю, что Вы уходили на несколько лет из «большого пиара»... Времена сильно изменились, нет той страны — СССР, эпоха «Премьер СВ» канула уже в новое — российское — прошлое, на современную рекламу без слёз и отвращения смотреть невозможно. Что Вы сможете изменить в сложившейся ситуации?

 

В.С.: Изменить уже ничего не смогу. И не собираюсь. Не надо лезть на баррикады и рвать на груди тельняшку, надо просто Быть и Делать, одним своим присутствием утверждая другой путь, другую жизнь, дабы «враг» не расслаблялся, а народ, им порабощенный, имел шанс на выбор. Когда-нибудь... Так поступают многие, не утерявшие человеческий облик. У нас в стране и по всей планете.. Хотя, если честно, баррикады любы-дороги моему темпераменту, а топор мысли моей не зарыт...

 

...Пиар вообще и реклама в частности на сегодняшний день в России —гигантский лохотрон. Это засилье дилетантов с кричащими дипломами-фантиками, откровенных пройдох или, что еще печальнее, действительно умниц-по-жизни-циников. Всё ЭТО «раздевает» и «лечит» клиента под одобрительное похрюкивание последнего. Ростки добротной российской рекламы зачахли под натиском озабоченного «по сексу» «психоанализа», подленького и инородного, копающегося в мотивациях и экскрементах сообщества «клопов и тараканов» — как идеала модели Большого Потребителя... Вместе с химерой постмодернизма в наши пределы «вломилась» эстетика Века Дурака, Выбирающего Пепси. Но это у нас (слава Богу!) пока плохо работает. Хреново работает, и всё тут! Живы мы еще, живы, рожденные в СССР. Менталитет не тот. Особенно в подлинной, «замосковной» России.

 

Не хочет наш народ (в целом, не по отдельности) видеть себя придурочным дегенератом, жующим ЧТО-НИБУДЬ без сахара, или умственно отсталой мамашей-домохозяйкой-телкой, открывающей для себя новые подгузники-чистящиесредства-прокладки подобно откровению Иоана Богослова — с трепетом экстатического озарения и просветления.

 

А уж тем более национальное сознание народа, играющего не одно столетие в целомудрие (по разнузданности и цинизму превосходящего, впрочем, любой другой), отвергает демонстрацию прыщей, унитазов, прочих физиологических подробностей.

 

Понимают это все, или почти все предприниматели, исключая совсем молодую генерацию бизнесменов «без роду и племени». И с непостижимым упорством тянутся к «напёрсткам» гигантского лохотрона...

 

...Сильно развито угодничество «пиаристов» перед клиентом. Раз главная задача — облапошить лоха, то и позиция производителя рекламы: чего изволите-с? — замутим-спляшем-взадпоцелуем... Но заказчик не знает, чего «изволит», знает только — это должно работать «за», не против... Добросовестный анализ профессионала сродни консультации порядочного и знающего врача (правда, врачей таких — тоже днем с огнем)... Иначе деньги заказчика, в лучшем случае, спущены в унитаз, в худшем —работают против него. Что и является надувательством. Лохотроном.

 

В российских регионах, в том числе у нас, — тьма рекламных и околорекламных контор, болванящих клиента, сосущих из него деньги, подрывающих доверие к профессионалам. А ведь «их у нас есть». К примеру, блестящая фирма «АВТОГРАФ». Или «ТВС» (каналы ОРТ-Челябинск и НТВ-Челябинск). Или последние из могикан старого телевидения на ЧГТРК... Видно же невооруженным глазом: вот эти — профессионалы, мастера, эти — шарлатаны... А для Мастера главное — этика, мораль, уважение к Человеку, не Потребителю. Поверьте, это выгодно (если мы говорим на языке бизнеса). Мораль, этика, эстетика — всегда выгодны. И комфортны...

 

Но будущее — за шарлатанами. В этом даже и не сомневаюсь.
Только не всё будущее. Не всё и не навсегда!..

 

 

Глава 4. о РОССИЙСКОМ СУПЕРЭТНОСЕ

   

 

ЖУРНАЛИСТ: Ваши непривычные, иногда — шокирующие взгляды на многие актуальные проблемы истории и действительности, философии, этики, политики заставляют думать, спорить, главное — не оставляют равнодушным. Что поразительно, с Вами полемизируют лишь по частностям, деталям, молча признавая глобальную правду, казалось бы, вызывающих и неоднозначных трактовок...
Но вот идеи, недавно Вами озвученные, по поводу происходящего с Россией и ее населением на фоне Миллениума и отставки Президента, боюсь, вызовут резкое неприятие... Попробуем разобраться. В чем суть происходящего по версии Вольного русского Мастера Василия Смелянского?

 

В.С.: Россия сейчас, по предсмертному определению Льва ГУМИЛЁВА (вечная память этому великому мыслителю, сыну России) находится «в стадии климакса». Старушке России без малого 800 лет (российский суперэтнос начало свое берет с первой четверти XIII века).

 

Согласно теории этногенеза Гумилева, российский суперэтнос на данном этапе находится в переходном состоянии из «фазы надлома» в «инерционную фазу».

 

Фаза надлома — достаточно истероидное и корявое время, мало (эпизодически) приспособленное для жизни. В Европе, к примеру, эта фаза совпала по времени с Эпохой Возрождения, полной крови и повсеместного насилия как образа жизни, что не помешало, кстати, потомкам прославлять сии одиозные времена в качестве «расцвета». У нас же «надлом» случился, видимо, в конце XIX века и продолжается по сию пору, весьма неохотно трансформируясь в следующую — инерционную стадию.

 

«Во всех известных случаях смысл явления заключается в растранжиривании богатств и славы предков», — цитирую Л. Гумилева, монографию «Конец и вновь начало».

 

Политически это время характеризуется максимальным центробежным движением, «расколом этнического поля» (страна уже распалась, и готова продолжить — на удельные княжества и ханства).

 

Но впереди — оазисом «отдохновения» — новая фаза развития (точнее, угасания): инерционная. Это, по определению Гумилёва, «Золотая осень» цивилизации, или «последний сбор урожая», когда цивилизация проживает и пользуется благами всего своего предыдущего развития. Это время Его Величества Обывателя с милым пузу и мошне императивом «Не мешайте жить!»...

 

Если суперэтнос доживает до такой стадии, благополучно перескочив фазу надлома, не растащенный по обломкам другими цивилизациями, то наступает эпоха Золотой Империи протяжённостью лет в 200-300 (вспомним Римскую империю Октавиана Августа начала эры). Это время расцвета искусств и роскоши, а на пике своем —примата бездумного наслаждения, агрессивного гламура и жизненного кредо «Дайте мне жить в кайф и не трогайте меня». И все это — без малейшего желания рисковать жизнью ради чего бы то ни было, даже ради собственного благополучия, тем более — ради отчизны («Да заберите всё, только меня не трогайте!»).

 

 

Соответственно, это время усиления центральной власти по имперскому образцу, подминающей самовластие и вольницу провинций. (Что и начинается, судя по всему, на наших глазах).

 

И это время Мастеров (Ученых, Инженеров, Архитекторов, Художников, Поэтов), ибо только они могут обеспечить роскошь и технологическую базу процветания без риска для жизни... Императоры и местные ханы рано или поздно это понимают.

 

Всё вышесказанное вряд ли противоречит общепризнанным взглядам. Разве только ярые противники Льва Гумилева будут оспаривать очевидное.

 

ЖУРНАЛИСТ: Да нет, все это очень даже интересно и впечатляюще, и далеко не очевидно и не общепринято. Но сильно похоже на правду. А в чем же скандальная «фишка»?

В.С.: «Фишка» вот в чем. Я подозреваю, что российский суперэтнос не смог проскочить «фазу надлома». Он финишировал, чуть не дотянув до конца этой изнурительной дистанции. Я думаю, что Великий российский суперэтнос прекратил своё существование в качестве единого суперэтноса, просуществовав без малого восемь веков.

 

Он возник на развалах и пепелищах своего предшественника русского суперэтноса (Древняя Русь), прошел сквозь горнило княжеских междоусобиц, возмужал, окреп и «остепьнился» (именно так — от слова «степь») в недобровольном союзе с Ордой, сплотился и осознал себя, понуждаемый железной эпицентрической волей Москвы и расправил крылья, явившись изумленному миру Московским царством. На достигнутом не успокоился и, в кратчайшие по историческим меркам сроки, под именем «Российская империя», занял самый обширный на планете ареал обитания — шестую часть суши. На которой и пережил величественно, к вящему ужасу и восхищению соседей, все взлеты, падения, кровавые катаклизмы, очередные смены имен собственных, парадигм политических, императивов общественных. Под именем «СССР» завершил свой долгий, мучительный, яркий и неоднозначный путь... Юридически кончину оформили «Беловежским соглашением» 8 декабря 1991.

 

Вечная слава великому суперэтносу!..

 

ЖУРНАЛИСТ: Сильно! Хочется встать и — гимн... А дальше?

 

В.С.: Дальше? — На осколках (а скорее всего, накануне — в недрах) рухнувшей Империи, на тех осколках, которые устояли от «заботливой опеки» практичных соседей, в результате случившегося незадолго до того (или наоборот — задолго) пассионарного толчка, затеялись новые суперэтносы, отчаянно ринувшиеся в захватывающую круговерть этногенеза... Мы отчетливо видим три таких образования: Украина, Казахстан, и, конечно же, Российская Федерация. Эти новые сообщества еще только завоевывают свое право стать суперэтносами, они могут и не сдюжить — кончиться, так и не начавшись, но успеха им, и Бог в помощь!

 

...Когда само-осознается новый отечественный суперэтнос, каким словом назовется? Ведь он еще даже не понял, что он — новый, еще ходит в кафтане предка, еще воюет за право БЫТЬ! Но «точка невозврата» пройдена. Не только пройдена, теперь она — точка отсчета...

 

Случилось сие вот-вот — аккурат в Миллениум, что очень даже символично и вселяет надежду... И эта «точка невозврата-отсчета» персонифицирована, у этого знакового рубежа есть имя и фамилия (что, впрочем, нередкое явление в истории этногенезов)... Каким там будет Владимир ПУТИН Президентом, каким правителем, Бог весть, не так уж важно теперь; хотя, конечно, хотелось бы... Главное — сделано, за одну только «точку невозврата-отсчета» он войдет в отечественную историю в самом светлом образе. Что, естественно, не является индульгенцией...

 

И если все так, то впереди — «фаза пассионарного подъема», время «волчат» и «волков», Героев и Злодеев, Провидцев и Фанатиков, Пионеров и Титанов, готовых жертвовать жизнью во имя Идеалов... А на Мастеров падает благородная ноша «пронести» сквозь время Обывателя, торжествующего и не ведающего, что это уже не его время, — пронести все лучшее, все духовное, завещанное ушедшим суперэтносом, ведь они — его плоть от плоти, но уже — часть будущего...

 

Так ли? Время покажет. Я, похоже, пока единственный называю вещи своими именами. Мне и первый камень...

 

ЖУРНАЛИСТ: Даже и не знаю, что сказать... С этим надо пожить, обдумать... Подозреваю, что одним камнем дело не ограничится, тут на большее тянет... Поэтому — стойкости Вам и удачи. И верных единомышленников.


 Наверх

 

Впервые опубликовано в интернете в марте 2000 на сайте Студии «ПРЕМЬЕР СК»

«Виртуальный салон Василия СМЕЛЯНСКОГО» (http://sk.i-connect.com, существовал до 2004 года) 

 

фото по заказу ООО «Персона®»

Александр СОКОЛОВ

 

художественная обработка фото, визуализация образов, дизайн

Василий СМЕЛЯНСКИЙ

 

© Текст, Смелянский В.Ю., 2000
© Фотокартины, дизайн Смелянский В.Ю., 2000

   

Перепечатки в интернете:

  • Ссылка
  • Ссылка

 

Материалы по теме:

  • Ссылка
  • Ссылка